Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf
Детский церебральный паралич (ДЦП) характеризуется двигательными нарушениями, недостатками интеллектуального и речевого развития. Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э.С. Калижнюк, Л.А. Данилова, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко, Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук, О.В. Титова и др.).
Анализ научной литературы показал, что у детей с ДЦП формирование пространственных представлений нарушено, и имеет свои особенности, связанные с поражением головного мозга и особенностями развития этих детей.
У детей с ДЦП в первую очередь поражается двигательный анализатор, в результате чего дети слабо осознают собственный двигательный опыт, у них нарушается восприятие, произвольная регуляция движениями, не формируется полноценное представление о них. Для них характерно недостаточная осознанность позиции собственного «я» в пространстве, затруднённость ориентировки в системе координат, в которой точкой отсчета является сам ребёнок.
Работа по формированию пространственных представлений ведётся в 4 этапа:
1. Обучение ориентировке в схеме собственного тела.
2. Обучение восприятию местоположения и удалённости предметов в пространстве.
3. Обучение восприятию пространственных отношений между предметами.
4. Обучение ориентировке на плоскости.
Использование дидактических игр и игровых приёмов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нём у детей с ДЦП является необходимым средством обучения в сенсорном воспитании, в процессе социальной адаптации.
На первом этапе серия игр направлена на ориентацию в сторонах собственного тела ребёнка. При обучении «правой» и «левой» сторон в начале выделяется ведущая главная правая рука (если она менее поражена, чем левая), при этом название левой в начале не даётся, пока не закрепится понятие «правой руки» и «справа». Ребенок обучается ориентировке в правом и левом направлении пространства, относительно самого себя.
На втором этапе коррекционно - развивающие игры направлены на формирование понимания детьми таких пространственных свойств предметов, как удалённость, местоположение, а также на понимание изменчивости и относительности пространственных отношений. В процессе обучения надо стремиться к тому, чтобы ориентировка в направлениях пространства основывалась как на зрительных, так и на слухо-двигательных связях. Некоторая серия игр направлена на формирование пространственных понятий, характеризующих местоположение предмета в пространстве.
На третьем этапе используются дидактические игры на формирование у детей понимания пространственных отношений между предметами, а также изменчивости и относительности пространственных отношений. В качестве вспомогательного средства детям предлагаются карточки-схемы с изображением пространственных отношений между предметами, которые помогают в усвоении материала
На четвертом этапе
обучения коррекционно-развивающие игры направлены на формирование умения определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.
Целью данной программы является:
· развитие восприятия пространства;
· формирование наглядных представлений;
· овладение речевой системой для обозначения пространственных
· свойств, предметов и отношений между ними.
Задачи программы:
· познакомить со схемой тела;
· научить определять пространственное положение объектов;
· относительно себя, друг друга, другого объекта;
· развивать умение ориентироваться в пространстве
Форма занятий – индивидуальная или групповая. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего – 22 занятия
Тематическое планирование к программе «Осваиваем пространство»
Тема:
Цель:
Краткое содержание:
1.
Занятие№1
«Схема тела»
Дать детям представление о пространственном расположении частей тела
1. Игра «Кукла пришла в гости»
2. Упражнение «Собери куклу
Упражнение «Все захлопали в ладоши»
2.
Занятие№2
«Схема тела»
Учить правильно использовать в речи пространственные термины (справа, слева, впереди и т. д.).
Развивать представления детей о пространственном расположении частей своего тела.
Развивать пространственную ориентировку
1. Упражнение «Найди и покажи»
2. Игра «Куда покатился мяч»
3. Упражнение «Угадай, где звенит»
Упражнение «Портрет»
3.
Занятие№3
«Справа- слева (направления в пространстве)»
Учить определять, показывать правую и левую стороны листа, середину листа.
Учить рисовать на листе бумаги линии с направлением движения сверху вниз.
Упражнять в соотнесении предметных изображений с их условными изображениями (силуэт).
1. Игра «Разложи по порядку»
2. Упражнение «Лабиринт»
3. Физкультминутка «Выше»
Упражнение «Найди одинаковые фотографии»
4.
Занятие№4
«Вверху- внизу (направление в пространстве»
Учить различать, называть и соотносить предметы с изображением на картинке, последовательно выделяя основные признаки: цвет, форму, величину.
Закреплять понятия «вверху», «внизу», «много», «один».
Упражнять в чередовании цвета по образцу.
1. Упражнение «Укрась елку»
2. Найди шарик на елке»
3. Физкультминутка»
4. Упражнение зимние забавы»
5.
Занятие№5
«Далеко-близко
( направления в пространстве)»
Развивать умение зрительно соотносить плоскостное изображение с натуральным предметом.
Учить понимать пространственные предлоги и наречия: рядом, около, далеко, близко
Учить детей ориентировке в микропространстве.
1. Беседа
Игра «Расставим мебель в комнате».
Физкультминутка
Игра «Что изменилось?».
6.
Занятие№6
«Внизу-вверху, слева-справа (направления в пространстве»)
Развивать способность детей различать пространственные признаки окружающих предметов.
Развивать зрительное внимание.
1. Загадки
2. Упражнение «Вазы с ветками»
3. Физкультминутка
Упражнение «Обведи деревья по контуру».
7.
Занятие№7
«На, под, около (направления в пространстве)»
Учить детей различать пространственные признаки окружающих предметов. Развивать способность различать контрастные по величине предметы, обозначая их соответствующими словами.
1. Загадки
2. Упражнение «Кто где сидит»
3. Физкультминутка
Игра «Накормим птиц»
8.
Занятие№8
«Направление в пространстве с точкой отсчета от себя»
Учить передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя. Упражнять в понимании и употреблении в речи пространственных терминов (справа, слева, между, над, под).
Развивать навыки микроориентировки.
1. Беседа
2. Игра «Сервировка стола»
3. Физкультминутка
4. Упражнение «Найди вазу»
Аппликация ваза»
9.
Занятие№9
«Схема пространства»
Дать представление о простейшем схематичном, условном изображении предметов, познакомить с простейшей схемой пространства.
Развивать умение ориентироваться на плоскости листа, в реальном пространстве. Упражнять в обозначении направлений ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.
1. Загадки
2. Игра «Помоги кошке найти домик собаки»
3. Упражнение «Выложи дорожку».
4. Упражнение «Найди и покажи животное».
5. Физкультминутка
6. Упражнение «Что изменилось»
10.
Занятие№10
«Схема пространства»
Учить моделировать простейшие пространственные отношения из игрушек (кукольная
мебель).
Упражнять в словесном обозначении расположения предметов в реальном пространстве и на плоскости листа бумаги соответствующими терминами. Развивать умение располагать игрушки по словесным инструкциям педагога.
1. Упражнение «Кто где живет?
2. Упражнение «Разные дома».
3. Упражнение «Расставь мебель ».
4. Физкультминутка
5. Аппликация из готового материала «Коврик».
11.
Занятие№11
«Справа-слева, вверху, на, под (направления в пространстве)
· Учить располагать предметы по словесным инструкциям педагога.
· Упражнять в микроориентировке на листе бумаги.
· Развивать зрительно-моторную координацию.
Задание «Укрась елочку елочными игрушками».
Физкультминутка
Упражнение Укрась елочку по образцу»
Упражнение «Помоги зверям дойти до елочки»
12.
Занятие№12
«Схема пространства»
Учить понимать элементарные схемы пространства.
Учить передвигаться в заданном направлении с точкой отсчета от себя.
Упражнять в обозначении пространственного положения предметов соответствующими пространственными терминами.
1. Загадки
2. Упражнение «Кто справа кто слева».
3. Физкультминутка «Зайчики».
4. Упражнение «Елочка».
Упражнение « Выложить солнышко из лент».
13.
Занятие№13
«Схема пространства»
Учить сравнивать предметы разной величины, приближая их друг к другу (сличая); выбирать по образцу и слову предметы по размеру и называть их (большой, маленький).
Учить детей вынимать из мешочка предметы, называть их.
Ориентировка в трех предметах контрастной величины
1. Беседа
2. Упражнение «Разложи игрушки»
3. Игра «Где мой домик?».
Упражнение «Где и чей голос ты слышишь?».
Физкультминутка. «Рыбки».
Упражнение «Накорми домашних животных».
14.
Занятие№14
«Впереди, за, перед» (направления в пространстве)
Учить располагать предметы в реальном пространстве по словесным инструкциям педагога, обозначать в речи пространственное положение животных соответствующими терминами.
Упражнять в ориентировке. Учить понимать простейшую схему пространства.
Беседа
Упражнение «Пройди по дорожкам»
Упражнение «Расставь деревья»
Физкультминутка
Упражнение «Посади деревья»
Упражнение «Из какого облачка эта снежинка».
15.
Занятие№15
«Далеко-близко (направление в пространстве»
Учить определять расположение предметов (далеко, близко, дальше, ближе).
Развивать навыки микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола).
Упражнять в обозначении расположения предметов соответствующими пространственными терминами.
4. Упражнение «Раскрась носки».
Упражнение «Разложи в коробки».
Физкультминутка
Упражнение «Раскрась, как я скажу»
16.
Занятие№16«Слева, справа, впереди, сзади (направления в пространстве)
Закрепить умение детей ориентироваться в микропростанстве, активно использовать в
речи слова «слева», «справа», «впереди», «сзади».
Учить ориентироваться в процессе передвижения на звуковые ориентиры.
Учить читать простейшую схему пространства.
5. Упражнение «Помоги Мишке найти дорогу в цирк»
Упражнение «Угадай, где звенит колокольчик».
Физкультминутка
Упражнение «Как зайчику дойти до огорода»
Упражнение «Выложи схему из ленточек на ковре».
17.
Занятие№17
«Вправо-влево, вверх-вниз (направления в пространстве)
Закрепить умение детей ориентироваться в микропростанстве, активно использовать в
речи слова «слева», «справа», «впереди», «сзади».
Учить ориентироваться в процессе передвижения на звуковые ориентиры.
Учить читать простейшую схему пространства.
Упражнение «Расскажи, где стоит».
Упражнение «Разложи так же».
Упражнение «Чего не хватает?».
Упражнение «Найди пару».
Физкультминутка
«Аист».
Графический диктант
18.
Занятие№18
«Направление в пространстве с точкой отсчета от себя»
Учить детей ориентироваться в микропространстве.
Обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя соответствующими пространственными терминами (впереди, сзади, между и т. д.).
Развивать зрительно-моторную координацию.
Упражнение «Отгадай загадку».
Упражнение «Кто где живет?».
Упражнение «Найди маму детенышу».
Физкультминутка
Упражнение «Раскрась животное».
19.
Занятие№19
«Выше, ниже, на, под, к (направления в пространстве)
Учить понимать и обозначать в речи расположение предметов соответствующими пространственными терминами (выше, ниже, на, под, к).
Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога.
Развивать зрительно-моторную координацию
Упражнение «Найди, что изменилось».
Упражнение «Разместите птиц Упражнение «Найди и назови птичку».
Физкультминутка
Упражнение «Соедини по точкам».
20.
Занятие№20 Схема пространства»
Учить моделировать простейшие пространственные отношения с помощью геометрических фигур. Развивать умение детей соотносить реальные предметы с их условным изображением.
Упражнять в использовании в речи пространственные термины.
Упражнение «Соседи Гномика»
Упражнение «Опиши свой путь к дому Гномика»
Упражнение «Мебель в комнате Гномика».
Физкультминутка
Нарисуй план комнаты
21.
Занятие№21
«За, около, перед (направления в пространстве
Учить детей правильно использовать пространственные термины (за, около, перед и т. д.)
Учить определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов на листе в клетку.
Упражнять в расположении предметов на листе в клетку по образцу.
Развивать зрительное внимание.
Упражнение «Помогите навести порядок в магазине.
Игра «Нарисуй так же, как на образце»
Физкультминутка «Волчок».
Упражнение «Назови
Упражнение «Дорисуй вторую половину игрушки»
22.
Занятие№22
«Схема пространства»
Учить детей выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога. Развивать навыки микроориентировки.
Учить использовать в речи пространственные термины, обозначающие направление движения.
Игра «Сложи узор».
Упражнение «Разложи, как я скажу».
Физкультминутка «Самолет».
Упражнение «Накинь кольцо».
Графический диктант «Дойди до домика Гнома».
Упражнение «Расскажи, как пройти к дому Гномика».
Библиографический список
1. Калижнюк Э.С. Методические рекомендации по исследованиюзрительно-пространственного восприятия у детей с церебральными
параличами. -М.: Просвещение, 1976. 18с.
2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и
воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. -М.:
«Академия», 2001. -192с.
3. Титова О.В. Справа – слева. Формирование пространственных
представлений у детей с ДЦП. -М.: «ГНОМ и Д», 2004. -С.6.
4. Ченцов Н.Ю. Нарушения пространственных представлений при
локальных поражениях мозга в детском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1983.
5. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.
-СПб. «Дидактика Плюс», 2001. -С
6. Семаго, Н.Я. Пространственные представления ребенка [текст] / Н.Я.
Семаго, М.М. Семаго // Школьный психолог. – 2000 – №34.