НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Филиппова И. В. Формирование представлений об основах безопасности жизнедеятельности у дошкольников средствами изобразительной деятельности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf


Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья, несомненно, является актуальной задачей дошкольного воспитания. Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности. Фактор безопасности складывается из нескольких составляющих: а) оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность); б) сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность); в) сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищенность человека (социально-психологическая безопасность). Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать следующие его особенности: а) стремление к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности; б) недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др.
К.Ю. Белая условно выделила основные источники опасности для ребенка-дошкольника: а) опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые); б) опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице); в) опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге; г) опасности на природе. Автор уверен в том, что если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, этих опасностей можно избежать [1]. Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в определенных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности. При этом, как отмечает И.А. Корчуганова, важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения [2].
Обеспечение безопасности представляет собой проблему, которая затрагивает все стороны жизнедеятельности человека. Люди нередко страдают из-за элементарного неумения грамотно вести себя в чрезвычайных и даже в самых простых ситуациях. Вот почему возникла необходимость готовить детей к решению проблем безопасности жизнедеятельности еще в стенах детского сада. Необходимо разъяснять и детям и родителям, что обеспечение безопасности жизнедеятельности возможно через духовно-нравственное воспитание и правильное поведение каждого из нас, взрослых. Необходимым условием для этого должна быть мотивационная и методическая готовность педагогов к такой работе. Для этой цели на базе нашей дошкольной организации был организован семинар-практикум, который был посвящен теме формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности с помощью изобразительных средств.
Во время семинара-практикума педагоги были ознакомлены с новинками психолого-педагогической литературы и современными образовательными программами для дошкольных организаций по теме; в ходе дискуссии оценили содержание, средства, методы воспитательно-образовательной работы по формированию безопасного поведения дошкольников; поделились опытом своей работы.
В ходе семинара были выслушаны доклады педагогов о том, какие знания по ОБЖ получают воспитанники при ознакомлении с произведениями живописи. Было подчеркнуто, что ознакомление с произведениями живописи требует создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Этого можно достичь посредством живого слова педагога, его диалогов с детьми, звучащей музыки и поэтических текстов. Эмоциональное воздействие важно на ранней стадии знакомства дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности. Так, рассматривая с детьми репродукции картин К. Маковского «Дети, бегущие от грозы», И. Айвазовского «Гроза», можно прочитать стихи, загадывать загадки, беседовать с воспитанниками по их содержанию – о признаках приближающейся грозы, правилах поведения во время непогоды (необходимо остаться в помещении и закрыть все окна и двери; выдернуть из сети все электрические приборы и т.п.). Или, к примеру, во время знакомства с репродукциями картин художников И. Хруцкого «Натюрморт с грибами» и Е. Зуева «Дары лесов» следует обратить внимание детей на то, что грибы бывают съедобные и несъедобные, и дать им практические советы, как нужно собирать грибы (не использовать в пищу незнакомые грибы, не брать в рот сырых грибов и тем более не пробовать их на вкус). А поскольку в лесу и на участке детского сада малыши встречаются с различными насекомыми, следует с помощью иллюстраций художника В. Конашевича к стихотворениям К. Чуковского «Муха-Цокотуха» и «Тараканище» сформировать представления детей о разнообразии мира насекомых и дать необходимые знания о правилах поведения при встрече с ними (ни в коем случае не трогать осиные гнезда; сохранять спокойствие и не размахивать руками, если вокруг головы вьется пчела и т.п.).
Далее с участниками семинара-практикума была организована игра-обсуждение «Полезные сказочные советы». Рассматривая работы известных художников-иллюстраторов к русским народным сказкам, педагоги должны были назвать сказочный сюжет, где встречается полезный совет. Например:
- «Гуси-лебеди» − будь готов к неожиданностям. Бывают случаи, когда спасаться бегством вовсе не стыдно, а необходимо;
- «Кот, петух и лиса» − если попал в беду и тебя обманули, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума;
- «Заюшкина избушка» и «Волк и семеро козлят» − доверие к окружающим – прекрасная черта, а вот слепая доверчивость бывает опасна;
- «Зимовье зверей» − никого не пускай к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет;
- «Гуси-лебеди», «Лиса и тетерев», «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др. − не бывает безвыходных ситуаций, что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать.
Сказки по своей структуре многослойны, и один из слоев – те самые уроки безопасности, которые должны усвоить дети. С помощью сказки малыш легко усвоит, что в мире, в котором он живет, просто необходимо соблюдать определенные правила: «Берегись бед, пока их нет!», «Не всякому верь – закрывай крепче дверь!», «Не преступай запреты, не робей и не сдавайся!». Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные истины», можно научить ребенка бдительности и осторожности.
Подводя итоги семинара-практикума, педагоги сделали вывод, что использование средств изобразительной деятельности может способствовать формированию у дошкольников представлений об основах безопасности жизнедеятельности.

Библиографический список

1.       Белая, К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников / К. Ю. Белая. – Москва: Мозаика-Синтез, 2011. – 62 с.
2.       Корчуганова, И. А. Знакомство детей с основами безопасности средствами изобразительной деятельности / И. А. Корчуганова // Воспитатель ДОУ. – 2010. – № 9. – С. 102–107.
2022