НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кольцова О. Ю., Головинова Т. А. Организация работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием


Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf

В последние годы важное место среди научно-педагогических исследований в работе педагогов занимают вопросы непрерывности образовательного процесса и преемственности в его организации на разных уровнях образования. Одна из самых важных и болезненных проблем – преемственность дошкольного и начального образования. Примечательно, что прием ребенка в школу все чаще называют «психотравмирующей ситуацией» как для ребенка, так и для его семьи. И очень важно, чтобы воспитатели дошкольных учреждений и учителя школ понимали эту проблему в первую очередь. Грамотный подход к этой ситуации поможет не только детям, но и их родителям.
Отличительной чертой нового стандарта является его активный характер, который ставит главную цель – развитие личности ребенка. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, навыков и умений, формулировка стандарта указывает на фактические виды деятельности, которые ученик должен освоить к окончанию начального образования.
Детский сад играет чрезвычайно важную роль в системе общего образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, формирование элементарной культуры активности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
С 01.09.2013, с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первым обязательным этапом образовательного процесса. Теперь государство гарантирует не только доступность, но и качество образования на этом этапе.
С 1 января 2016 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).
Подготовка к школе часто рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и навыков. При этом преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развил ли будущий школьник качества, необходимые для реализации новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием определенных знаний в академической сфере. Предметы. Однако многочисленные исследования психологов и учителей показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее то, что ребенок умеет самостоятельно извлекать и применять их.
Это деятельностный подход, лежащий в основе государственных образовательных стандартов.
Обучать деятельности в образовательном смысле означает сделать обучение мотивированным, научить ребенка самостоятельно ставить цель и находить способы, в том числе средства ее достижения, помочь ребенку развить навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценка. Поэтому основной целью подготовки к школе должно стать формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативы, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка.
Между тем, мы должны помнить, что преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования не следует понимать только как подготовку детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самооценки дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо сформировать у будущего школьника социальные навыки и умения, необходимые для успешной адаптации в школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающегося мира – дошкольного и начального образования.
Таким образом, основой преемственности детского сада и школы является:
•       развитие любознательности;
•       развитие умения самостоятельно решать творческие задачи;
•       формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;
•       развитие коммуникативных навыков (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
1) на дошкольном этапе образования снижается самооценка дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного образования;
2) школа как правопреемник дошкольного этапа образования не строит свою работу на пустом месте, а перенимает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный потенциал.
Решение проблемы преемственности мы видим в создании плана сотрудничества между начальными школами и детскими садами, который бы отражал эту связь, последовательность и перспективы.
Целью является реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Четкое понимание целей, задач и содержания преемственности – важнейшее условие эффективной работы по установлению преемственности между детским садом и школой.
Мы определили общие цели обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста:
•       воспитание нравственного человека;
•       защита и укрепление физического и психического здоровья детей;
•       сохранение и поддержка личности ребенка, физического и умственного развития детей.
Преемственность дошкольного и начального образования предполагает следующие приоритетные задачи:
На дошкольном уровне:
•       приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
•       обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие позитивного самоощущения;
•       умение творчески выражать себя;
•       формирование разнообразных знаний об окружающем мире, стимулирующих коммуникативную, познавательную и игровую активность детей в различных видах деятельности;
На уровне начальной школы:
•       - опора на имеющийся уровень достижений дошкольного детства;
•       - направленность учебного процесса на формирование умения учиться как важнейшее достижение данного возрастного периода развития;
•       - сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективной и индивидуальной форм деятельности.
Организацию работы по преемственности дошкольного и начального образования мы видим в:
- создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов обучения (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);
- создании условий, благоприятных для адаптации к школьному образованию, эмоционального благополучия и развития личности каждого ребенка;
- развитии ведущей деятельности каждого периода жизни;
- формировании психологической готовности к школе;
- создании комплекта учебно-методической документации;
- формировании структуры образовательного процесса в условиях непрерывного образования;
- в создании новых творческих мастерских и проектов.
Начальные школы должны создавать условия для дальнейшего развития детей на основе конвергенции жизненного опыта старших дошкольников и младших школьников.
Заявление А.В. Запорожца по-прежнему актуально: «Нельзя ограничиваться задачей передачи ребенку индивидуальных знаний и навыков, а необходимо решить проблему воспитания способностей, которые могут дать возможность ребенку лучше усвоить различные знания и навыки в будущее и применять их творчески».
В дошкольном периоде у детей развиваются образные формы познания окружающего мира (восприятие, зрительно-образное мышление и память, творческое воображение) эти познавательные процессы развиваются не вопреки, а благодаря игре. Формирование психологической готовности к учебе в школе.
Педагогу в сотрудничестве с ребенком придется опираться на достигнутый в дошкольном возрасте уровень этих процессов и, используя его в своей работе, формировать у младших школьников проблемное отношение к изучаемому материалу.
Педагоги уделяют значительное место на уроках игровым методам обучения, проблемным творческим задачам, создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания. Они доверяют детям и полагаются на их опыт. На таких уроках можно увидеть любопытство учеников и их чрезвычайно высокую познавательную активность.
Цель дошкольного образования – развить общечеловеческие качества, добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело.
Цель начальной школы – развить способность учиться, создать условия, в которых обучение становится средством самовыражения.
Каждое звено должно выполнять свои задачи, не подменяя друг друга, и заботиться, прежде всего, о том, чтобы наши дети были здоровыми.
«Школа не должна производить резких изменений в жизни детей. Пусть ребенок станет учеником и продолжит сегодня делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не захлестывает лавиной впечатлений.»-так В.А.Сухомлинский представил преемственность дошкольного и школьного образования.
Известный психолог Д. Б. Эльконин, подчеркивая неразрывную связь старшего дошкольного и младшего школьного возраста, объединил их в «одну эпоху развития человека, именуемую детством».
Преемственность детского сада и начальной школы означает систему связей, обеспечивающую взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Формы преемственности могут быть разнообразными, и их выбор определяется степенью взаимосвязи, стилем и содержанием взаимоотношений между образовательными учреждениями.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее то, что ребенок умеет самостоятельно извлекать и применять их. Поэтому важнейшим направлением совместной работы детского сада и начальной школы является социально-психологическая поддержка личностного развития ребенка путем реализации единых подходов к определению целей, задач и содержания образования на каждом из этих этапов с учетом их преемственности и преемственности. Преемственность.
Непрерывность обучения предполагает плавный переход от одного этапа к другому, где каждый предыдущий этап является началом следующего этапа. Для развития ребенка важна успешная успеваемость на каждом этапе: для первоклассника важным качеством является формирование «умения учиться в школе», а в детском саду должны быть созданы условия для формирования предпосылок к обучению.
Одна из важнейших задач, требующих комплексного решения, - создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Эта системная работа проводится в период пребывания воспитанников старших и подготовительных школьных групп детского сада.
ЭТАП I ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
1. Организация предметно-развивающей среды для обеспечения разнообразной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом их возраста и индивидуальных интересов.
2. Внедрение новых форм организации нерегулируемой деятельности детей (проведение занятий по интересам и способностям в секциях, клубах …), организация рабочих кружков.
3. Экскурсии и прогулки в школу с гидом:
- в Дне знаний участвуют старшие и подготовительные группы;
- подготовительная группа знакомится с помещениями школы, экскурсиями по школьным музеям, классам начальной школы, спортивному залу, библиотеке;
- подготовительная группа участвует в праздновании последнего звонка.
4. Реализация единого подхода в формировании у детей гигиенических навыков, в воспитании культуры поведения, умения вести себя со взрослыми, сверстниками, слушать собеседника, быть вежливым, аккуратным, умение заниматься собой, находить интересное дело, в соблюдении распорядка дня,не позволяя физическую и интеллектуальную перегрузку и способствуя общему развитию и совершенствованию ребенка.
5. Реализация обучения детей в игре. Место игры в дневном режиме, подбор и размещение игрового материала, содержание игр, умение детей играть самостоятельно. Использование игры в учебном процессе.
6. Обеспечение своевременного медицинского осмотра детей, сбор основных медицинских данных о состоянии здоровья детей старшей и подготовительной групп, 1-х классов, уровне их физического развития.
7. Оказание шефской помощи детскому саду (ремонт игрушек, пошив одежды для кукол, постановка сказок учащихся, показ спектаклей школьного театра). Этап
ЭТАП II МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Изучение и анализ программ начальной школы и детского сада, правил подготовки детей к школе.
2. Внедрение новых форм педагогической подготовки («круглые столы», семинары для воспитателей и учителей начальных классов по непрерывности образовательного процесса в соответствии с планами работы).
3. Изучение личности и наблюдение за развитием каждого ребенка, начиная со старшей группы дошкольного учреждения, педагогом, который в дальнейшем будет вести детей до 4-го класса.
4. Встреча воспитателей с учителями 1 класса.
5. Посещаемость:
а) посещение уроков в 1 классе воспитателями и воспитанниками детских садов.
Б) посещение занятий в старших и подготовительных группах учителями начальных классов.
ЭТАП III РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Тематические выставки («Скоро в школу», «Психологическая готовность к школе. Что это?» И др.).
2. Проведение совместных родительско-педагогических собраний по подготовке дошкольников к школе (кто ты, завтрашний первоклассник?)
3. Опрос родителей о подготовке детей к школе.
4. День открытых дверей в школе для родителей.
Данное направление предусматривает посещение учителями будущих первых классов родительских собраний в детском саду в начале и конце учебного года с беседами о подготовке ребенка к школе: «Ваш ребенок – будущий первоклассник», «Задачи детского сада и семьи» при подготовке детей к школе »,« Психологическая готовность ребенка к школе »и др.; с информацией о том, как подготовить ребенка к школе, не нанося вреда его здоровью, о требованиях, которые школа будет предъявлять к будущим ученикам и их родителям. Кроме того, в течение учебного года родители могут получить консультацию у учителей и школьного психолога. Совместная работа учителей и воспитателей с «трудными» семьями очень полезна. Выявлять такие семьи необходимо, когда ребенок еще находится в детском саду – это большое подспорье школе.
ЭТАП IV РАБОТА С ДЕТЬМИ
1. Экскурсии и прогулки в школу с гидом:
•       - посещение официальной линейки, посвященной Дню знаний,
•       - познакомиться со зданием школы, школьным двором,
•       - познакомиться с классами в школе
2. Совместные спортивные соревнования (подготовительная группа и 1 класс) по Правилам дорожного движения.
3. Экскурсии в школьные музеи и библиотеки.
4. Вместе с детьми 1 класса: изготовление кормушек, прогулки по лесу, кормление птиц.
5. Участие в празднике «Прощание с азбукой», «Здравствуйте, ищем таланты», в игре «Помогите Незнайке Разобраться в пожарной безопасности».
6. Неделя «Дружбы с природой».
7. Организация занятий с детьми, не посещающими дошкольные учреждения.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии учащихся подготовительных групп в школу, посещение уроков в первых классах, а также участие в совместных мероприятиях: спортивные соревнования, праздники, конкурсы рисунков и поэзии, выставки. Ремесел План преемственности разрабатывается в интересах детей, учителей и родителей, чтобы обеспечить качественную подготовку дошкольников к дальнейшему обучению в школе.
Слаженная и доброжелательная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию выпускников детского сада, рассказать о каждом ребенке и попытаться помочь им, основываясь на наблюдениях, сделанных в детском саду. Такое сотрудничество во имя детей позволяет нам добиваться положительных результатов в нашей работе.
Учителя имеют возможность контролировать учебу своих детей и вносить коррективы в их деятельность, чтобы подготовить учеников к школе; учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы учителя и родителей.
Результатом образовательного процесса является качественная подготовка детей к школе, что способствует успешной адаптации детей к школе.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. От этого выиграют все, особенно дети. Ради детей можно найти время, энергию и ресурсы для решения проблем непрерывности.
Важность проблемы преемственности дошкольного, дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений. Действительно, степень взаимодействия этих звеньев непрерывного образовательного процесса будет определять его успех и эффективность.
Успех в жизни ребенка закладывается с дошкольного детства, поэтому совместная работа по созданию системы дошкольного образования обеспечивает преемственность в работе детского сада и начальной школы, а значит, создает единый старт для детей дошкольного возраста при поступлении в школу.
Программа личностного развития дошкольников, а затем и младших школьников как единый целостный процесс может быть реализована тогда, когда и воспитатель, и педагог будут иметь четкое представление об основных направлениях развития каждого ребенка и взаимосвязи между ними. Содержание, методы, формы, стили педагогического общения, основанные на принципах гуманной педагогики, станут средством обеспечения преемственности.
Библиографический список
1.Запорожец, А. В. Психология действия [Текст]: избр. психол. тр. / А.В. Запорожец. – Москва.: Воронеж, 2010. - 732 с.
2. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста [Текст]: развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – Москва: Просвещение, 2014. – 350 с.
2020