Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Шведчикова С.Н. Использование произведений детского фольклора в процессе работы по обогащению словарного запаса детей с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное не только воспитательное, но и коррекционное значение. Малые фольклорные формы, вызванные к жизни, по выражению Д.С.Виноградова, «педагогическими потребностями народа…», представляют собой продуктивные структурно-лингвистические единицы языка, демонстрируют особую живучесть и востребованность. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги: Е.А. Усова, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. В.П. Аникин. Психологи Л.Н. Павлова, Н.Н. Палагина столь высоко ценили активизированные воздействие малых фольклорных форм, что предлагали с их помощью решать проблемы социализации детей дошкольного возраста.
Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к детскому фольклору, русской народной культуры.
Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порождённого возрастными психическими особенностями.
Дошкольникам с общим недоразвитием речи характерен бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи. Для преодоления имеющихся проблем целесообразно использовать в коррекционной работе малые фольклорные формы, как средство формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка.
Включение малых жанров фольклора потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр, русских сказок помогает развивать у детей фонематический слух, так как в них используется особое сочетание звуков, исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук.
В теории и практике дошкольного образования имеется опыт успешного использования малых фольклорных форм в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Однако разработанной системы в дошкольном образовании нет, поэтому педагоги вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством различных форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения. Используя концептуальную основу представленных данных учеными и передовыми педагогами, решила, создать свою систему работы по обогащению словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи используя произведения детского фольклора. В соответствии с целью определились следующие задачи:
1.       Проанализировать и изучить методическую литературу по данной теме.
2.       Выявить уровень речевых умений детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, (провести мониторинг).
3.       Обогащать речь детей словами из фольклора и народными выражениями.
4.                                                                                                                          Пополнить предметно – пространственную среду в группе (мини-горница в русском стиле, картотеку загадок, словарь по лексическим темам, картотеку считалок, мирилок, подобрать пословицы поговорки).
5.                                                                                                                          Повысить интерес родителей и педагогов в использовании произведений детского фольклора с детьми дошкольного возраста.
6.       Выявить результативность проведенной работы.
Новизна опыта заключается в рационализации использования малых форм фольклора в деятельности педагога.
В основе моей работы лежат следующие принципы:
-принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
-принцип тщательного отбора материала с учётом возрастных особенностей;
-принцип сотрудничества между родителями и учителем – логопедом, родителями и детьми;
- принцип максимального использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды;
По результатам реализации системы работы является развитие у детей следующих целевых ориентиров:
·          ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы.
·          ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
·          ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
Система работы включает в себя сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса. Диапазон опыта работы распространяется на такие виды деятельности дошкольников, как организация предметно – развивающей среды, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей, при осуществлении режимных процессов, педагогические проекты.
На начальных этапах работы развивается интерес к потешкам, прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалкам, закличкам, приговоркам и загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности. Считаю, что большинство потешек, скороговорок – это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
Использование в работе с детьми пословиц, загадок помогает выстраивать базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создавать основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.
Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы широко использовались при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, что в свою очередь благотворно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста. Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляем в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.
Большое значение уделяю организации выставки литературы детского фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки, русские народные сказки, энциклопедия детского фольклора, обучающая книжка-раскраска. В группе создала мини – музей русского быта, изготовила картотеку загадок по лексическим темам, картотеку мирилок, считалок. Оформила иллюстрационный материал для беседы по картинкам «В мире мудрых пословиц», сделала подборку дидактических игр: «Собери пословицу», «На каждую загадку четыре отгадки», «Найди отгадку» и др. Оформила папки для рассматривания времен года: (весна, лето, осень, зима), моя семья, день победы. Так же проводилась работа с родителями и педагогами для осознания ими возможности развивать речь детей посредством произведений детского фольклора. Создан настольный народный календарь, картотека загадок по лексическим темам, скороговорок, иллюстрированный альбом с пословицами.
Для определения обследования речевых умений детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, руководствовалась диагностической картой (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е.Струниной).
В результате проводимой работы расширились детские представления об окружающем их мире, сформировались первоначальные знания о национальной культуре нашего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами и выражениями, речь детей стала более яркой, выразительной, улучшились разные виды связного высказывания, умение выразительно и образно излагать свои мысли, повысился интерес к устному народному творчеству. Дети используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, считалки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок. Следовательно, работа с малыми фольклорными формами позволяет уменьшить у детей количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности и повышению эффективности коррекционно-логопедической работы.
Таким образом, считаю, что использование произведений детского фольклора в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль.

Библиографический список:

1.        О. Л. Князева, М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. -2-е изд, перераб. и доп. – СПб: Детство - Пресс, 2004.
2.        И. Г. Гаврилова. Истоки русской культуры в детском саду. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008.
3.        Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986. -№9. -С. 23-26.
4.        М. Н. Мельников Русский детский фольклор. -М.: Просвещение, 1987. - 239с.
5.        Г. М. Науменко. Большая детская хрестоматия. Считалки, скороговорки, дразнилки, пословицы, игры, загадки, сказки, песенки.- М.: Астрель: АСТ, 2009.
6.        С. Р. Николаева., И. Б. Катышева., Г.Н.Комбарова. народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа конспекты занятий, сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004.

8(904)478-47-97 s.shvedchikova@mail.ru

2017