Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Старков А. А. Профессиональная ориентация воспитанников суворовских училищ

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


Цель создания суворовских училищ в 1943 году определялась следующим образом - "подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование".В редакционной статье "Красная звезда" писала: "Суворовские военные училища - преемники лучших традиций старых кадетских корпусов. Много замечательных офицеров и генералов нашей армии начинали свой армейский путь кадетами. В одном из наставлений о кадетских корпусах сказано: "русский, добрый сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер - вот качества, с которыми воспитанник военно-учебных заведений должен переходить со школьной скамьи в армию... "".
В настоящее время в России существуют десять суворовских военных училищ Министерства обороны России, с различными профилирующими направлениями обучения.
В Суворовские училища поступают дети с 5 класса, срок обучения составляет 7 лет. Как и прежде, суворовцы проживают в училище.
В 2013 г. министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу изменил правила поступления в Суворовские училища. Прием проводится на конкурсной основе при условии успешного прохождения вступительных испытаний. В случае одинаковых показателей на вступительных экзаменах предпочтение все же отдается детям военнослужащих и ветеранов военной службы. Кроме того, правом внеконкурсного зачисления пользуются дети-сироты и дети военнослужащих, погибших при выполнении воинского долга.
Поступающих в училища оценивают по состоянию здоровья - дети должны суметь пройти физическую подготовку.
Обучение воспитанников в суворовском военном училище проводится в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, ст. 86 «Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях»:
Образовательные программы основного общего и среднего общего образования могут быть интегрированы с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.
Можно сказать, что работа по профориентации определена в суворовских военных училищах на законодательном уровне, т.к. подготовка к военной службе является приоритетной целью создания учебных заведений данного вида.
Работа по профессиональному просвещению, которое обеспечивает детей и родителей информацией о мире профессии военного в общем и офицера-специалиста в частности, высших учебных заведениях по профилю, возможностях профессиональной карьеры, начинается еще до поступления детей в училище, на стадии размещения информации об училище и при проведении бесед воспитателей в общеобразовательных школах и гимназиях с учениками 4-х классов. Более подробную информацию родители и дети, заинтересовавшиеся темой получения военного образования, получают при проведении ежегодного «Дня открытых дверей», непосредственно в училище.
Основная ответственность при принятии решения о поступлении ребенка в суворовское военное училище и выбор будущей профессии на данном этапе, как правило, принадлежит родителям. От ребенка зависит только уровень подготовленности, который он сможет показать на вступительных экзаменах и не всегда родители для своего сына всерьез рассматривают карьеру военного как будущую профессию. Оградить от «влияния улицы», других негативных агрессивных факторов окружающего мира, и, в принципе, снятие ответственности за воспитание и обучение ребенка, возможность «строить карьеру», также являются мотивационным фактором при принятии решения о направлении детей в Суворовское училище. Такие родители изначально настроены негативно по отношению к военной службе, порядку и укладу военного быта, существенно снижают эффект от проводимой работы по воспитанию будущих курсантов, причем могут оказывать отрицательное влияние и на друзей своего сына. Выявлять и пресекать деятельность таких родителей, мне видится, первоочередная задача при проведении набора детей.
Одним из определяющих направлений профориетационной работы является предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности. Особенности современной системы образования, ее разделение на базовый и профильный уровень, позволяют заранее определить круг лиц, удовлетворяющих требованиям по изучению профильных дисциплин. Если ребенок склонен к изучению «гуманитарных» наук и ему тяжело даются такие как физика, математика, то, например, в академию ракетных войск стратегического назначения он не поступит, даже если он имеет такое желание, и такого воспитанника надо переориентировать на поступление в другие высшие учебные заведения Министерства обороны.
После диагностики проводится профессиональный отбор с целью выбора детей, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно поступить, например, в академию ракетных войск. Для этого все«физики» и «математики» на параллели собираются в отдельные классы и чем больше количество детей в этих классах, тем больше кандидатов на поступление, тем выше процент выполнения поставленной перед училищем задачи по подготовке кадров для профильного учебного заведения. Работа с остальными воспитанниками направляется на поступление в другие учебные заведения силовых структур.
При возникновении сомнений или колебаний в вопросе выбора своего будущего, с воспитанником или с его родителями (иногда со всеми вместе) проводятся индивидуальные консультации.
Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию, проводится постоянно на протяжении всего времени прохождения обучения ребенка в стенах учебного заведения. Причем, чем разнообразнее формы и методы ее проведения, чем шире круг привлекаемых для проведения лиц, тем выше результат. Встречи с известными людьми (спортсменами, Героями СССР и России, действующими военнослужащими) производят на ребят огромное впечатление, вызывают чувство гордости и единения, с людьми которыми гордится город, край и вся страна.
Посещение памятных для истории страны, армии мест также оказывает влияние на выбор детей.
За время обучения в училище воспитанники принимают участие в огромном количестве конкурсов, олимпиад и спартакиад. Занимают призовые места и становятся победителями на мероприятиях всероссийского уровня. Посещают профильные высшие военные образовательные учреждения, действующие воинской части, суворовцам предоставляется возможность ознакомиться со своим «будущим» непосредственно на местах, самим все увидеть, попробовать, оценить перспективы.
Подводя итоги можно утверждать, что проблемы профессионального самоопределения молодежи в стенах суворовского училища, созвучны с проблемами и за его пределами, хотя и имеют свои особенности. Их актуальность обусловлена характерными особенностями социально-экономической ситуации в стране, а существование любой структуры независимо от окружающего общества – невозможно, и дети поколения «Z» проходят обучение как в стенах военных учебных заведений, так и за их пределами, дети одни и проблемы одни.
За почти 80 лет своей работы СВУ выпустили свыше 100 тыс. воспитанников. В числе выпускников - бывший глава Министерства иностранных дел и Совета безопасности России Игорь Иванов, директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков, председатель ДОСААФ России Александр Колмаков, начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов, летчики-космонавты Герои Советского Союза Юрий Глазков и Владимир Джанибеков; режиссеры и сценаристы Борис Дуров и Геннадий Шпаликов, народный артист Российской Федерации Александр Пашутин, музыкант Стас Намин, тяжелоатлет Юрий Власов и др.
Дипломатия, военное дело, космос, искусство, спорт – далеко не полный перечень сфер деятельности, в которых добились успехов люди, начинавшие свой жизненный путь в стенах суворовских военных училищ. Не все стали великими военачальниками, но каждый добился успеха в выбранной профессии, что доказывает, об успешности нужно судить не по количеству, а по качеству конечного результата.

Библиографический список

1.       Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2.       Горбачева С. М., Стрижко И. И. Профессиональная ориентация учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 778-781. — URL https://moluch.ru/archive/101/22874/
3.       Французова Е. А. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы // Молодой ученый. — 2017. — №39. — С. 76-79. — URL https://moluch.ru/archive/173/45747/
4.       Грецов А. 100 популярных профессий: психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов /А.Грецов,Т.Бедарева.- СПб.: Питер, 2005.-272 с.:
5.       Егорошин А.П. Управление персоналом: учебник для ВУЗов 3-е издание Н.Новгород: НИНБЮ,2007 – с.512.
6.       Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей”. “Избранные педагогические сочинения – М.1977-Т.2
2021