Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Кузнецова О. И., Родионова С. В., Мазова А. С. Сценарий интеллектуальной олимпиады на тему «Дружба» для детей подготовительной группы

Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf

Цель: закрепить знания детей о дружбе и качествах настоящего друга.
Задачи:
- раскрыть значимость дружбы с помощью игры в незаконченные фразы;
- учить детей соперничать, играть в команде; объяснить, с кем можно дружить;
- разучить стихотворения, пословицы и песни о дружбе;
- объяснить значение пословиц;
- потренировать детей в разгадывании загадок о дружбе и друзьях;
- научить выбирать подарок другу.
Оборудование: мультимедийная презентация; столы и стулья для команд; картинки с изображениями дедушки, девочки, мальчика, компьютера, мороженого, кошки, собаки, машинки, куклы (на каждую команду); картинки со сказочными героями – Чебурашка, Пятачок, Мальвина, Карлсон, гномы, кот Матроскин (на каждую команду); веселый и грустный смайлик (на каждого участника команд); два подноса с предметами для подарков, на первом – ободок, фотоаппарат, кубики, карандаши, на втором – глобус, мягкая игрушка, краски, альбом.
Предварительная работа: разучить стихи и песни о дружбе.
Ход олимпиады:
Ведущий: Приветствую участников интеллектуальной олимпиады, посвященной дружбе. В олимпиаде принимают участие две команды. Команда «Любознатики» и команда «Дружные ребята».
Команды заходят в зал. Болельщики рассаживаются на свои места.
Ведущий: Сегодня мы узнаем, какая команда самая дружная, кто из вас лучше разбирается в вопросах дружбы, знает, как нужно дружить. Прежде чем начать соревнование, мы должны принести клятву. Встаньте возле своих стульчиков, положите правую руку на сердце. Готовы? (Дети отвечают.)
Повторим со мною вместе Клятвы добрые слова:
Клянемся дружными мы быть (Дети повторяют: клянемся.)
И слезы горькие не лить, (Дети повторяют: клянемся.)
С улыбкой трудности встречать, (Дети повторяют: клянемся.)
Все смело преодолевать. (Дети повторяют: клянемся.)
Затем ведущий представляет членов жюри..
Ведущий: Команды представлены, и мы можем приступить к заданиям.
Ой, ребята, что такое?
Я слышу, кто-то к нам спешит.
В зале появляется Знайка.
Знайка: Здравствуйте ребята. Я знаю, что все дети мечтают о хорошем друге. Я хочу пригласить вас в город Дружбы, где вы сможете обрести новых друзей. Чтобы вам было легче добраться до этого города, у меня есть для вас карта. Выполните все мои задания – найдете друзей.
Ведущий: Ой, ребята, что же делать? Мы же с вами собрались на олимпиаду, а нас Знайка приглашает в увлекательное путешествие на поиски друзей. Принимаем приглашение? (Дети соглашаются.)
А вот и карта.
На экране появляется карта. Ведущий нажимает по порядку на каждый пункт маршрута и открывает задания.
Задание 1. «Что такое дружба»
Знайка: Сейчас мы узнаем, как же вы понимаете, что такое дружба. Я начинаю предложение, а вы должны его закончить.
Фразы, которые нужно закончить
Если мой друг добился в чем-то успеха, то я…
Если мой друг предлагает мне похулиганить, то я…
Если у меня есть конфета, то я…
Если мой друг не умеет играть в игру, то я…
Если с другом был не вежлив, ты пойди и …….
Никогда не стоит, дети, друга ……
Дети думают и формулируют окончания фраз.
Задание 2. «С кем можно дружить»
Знайка: Раз мы с вами собрались искать друзей, мы должны четко представлять, каким должен быть наш друг, с кем бы мы хотели дружить. Каждая команда получает карточки, на которых нарисованы люди, животные, разные предметы. Подумайте, с кем или с чем из данных объектов можно дружить.
Команды получают картинки, на которых изображены: дедушка, девочка, мальчик, компьютер, мороженое, кошка, собака, машинка, кукла.
Ведущий: Вы подумали? Поднимайте карточки.
После совместного обсуждения участники команд поднимают карточки.
Знайка: Молодцы!
Давайте подведем итог, с кем же можно дружить.
Дружить можно с живым существом, человеком или животным.
Главное в дружбе – это взаимоотношения, доброта, взаимовыручка.
Мы с вами выяснили, с кем можно дружить. Двигаемся дальше.
Задание 3. «Пословицы»
Знайка: Вы знаете пословицы и поговорки о дружбе? Сейчас проверим.
Я буду говорить начало пословицы, а вы продолжайте.
Пословицы
Один за всех и все …. (за одного)
Не имей сто рублей, а имей … (сто друзей)
Новых друзей наживают, а старых … (не забываю)
Старый друг лучше… (новых двух)
Дерево держится корнями, а человек (друзьями)
Кто друга в беде покидает, тот сам … (в беду попадает)
Задание 4. «Кто с кем дружил»
Знайка: В ваших любимых сказках и мультфильмах есть персонажи, которые с кем-нибудь дружат. Сейчас, я буду их называть, а вы подумайте и отвечайте по одному.
Вопросы:
Зелёный крокодил Гена и его друг (Чебурашка)
Мальчик по имени Малыш и его друг (Карлсон)
Смешной мишка Винни – Пух и его друг (Пяточок)
Иван Царевич (Серый волк)
Кот (Петух)
Собака Шарик и (кот Матроскин)
Буратино (Мальвина)
Девочка Элли (Железный дровосек, Страшила, Лев)
Дети отвечают на вопросы.
Звучит тревожная музыка, Знайка напуган, оглядывается по сторонам.
Знайка: Что случилось, кто это? Караул, караул.
Ведущая: Знайка, Знайка не кричи!
Честь по чести доложи,
Что случилось? Где? И как?
Может, всё это пустяк?
Знайка: Вы что не слышите?
Я же кричу Караул.
К нам летит Баба – Яга.
В зал влетает Баба – Яга.
Баба – Яга: Безобразие! Что это вы тут делаете, да ещё без меня! Нехорошо! Думали не учую? У меня нос – во! Не нос, а насос! (чихает). И что это вы тут собрались?
Знайка: Мы с ребятами идём в город Дружбы.
Баба – Яга: А что разве такой есть?
Ответы детей.
Баба – Яга: Без меня вы туда не попадёте,
Вы провалитесь в болоте или кто-нибудь вас съест.
Знайка: Не пугай нас Бабка – Яга, лучше с нами пойдём, может, друга найдёшь.
Задание 5. «Найди себе друга» (физкультминутка)
Ведущий: Сказки вы прекрасно знаете, возвращаемся к нашему маршруту. Команды, постройтесь, пожалуйста, возле своих мест в шеренгу. Я предлагаю каждому из вас найти себе нового друга из другой команды. Пока будет звучать музыка, вы будете двигаться по залу подскоками. А как музыка закончится, вы должны найти себе партнера из другой команды и прижаться друг к другу той частью тела, которую я назову: ухо к уху, плечо к плечу, колено к колену, спина к спине, нос к носу.
Ведущий называет части тела, дети прижимаются частями тела. А Баба – Яга проказничает, мешает детям
Задание 6. «Настоящий друг»
Ведущий: Мы с вами идем в город Дружбы, а по пути уже успели найти друзей. Следующий пункт маршрута – «Настоящий друг». Оказывается, друзья бывают ненастоящие.
Мы можем думать, что человек нам друг, а он неожиданно нас обманет. И сейчас мы узнаем, что должен делать настоящий друг и чего он делать не должен. Каждый участник команды берет в одну руку веселый смайлик, а в другую – сердитый смайлик. Если мое утверждение будет правильным, то вы должны поднять веселый смайлик, а если утверждение будет неверным, то вы должны поднять сердитый смайлик.
Утверждения:
Настоящий друг должен всегда поддерживать.
Настоящий друг должен уважать тебя.
Настоящий друг должен скрывать правду.
Настоящий друг должен вместе радоваться и огорчаться.
Настоящий друг должен жадничать.
Настоящий друг должен доверять.
Настоящий друг должен обманывать.
Дети поднимают смайлики. А Баба – Яга проказничает, мешает детям.
Знайка: Да, настоящий друг всегда выручит, поддержит в трудную минуту, вместе с тобой порадуется и всегда поделится всем, что у него есть. Двигаемся дальше.
Бабка – Яга: Знайка, а можно мне тоже задать ребятам несколько вопросов?
Знайка: Попробуй.
Задание 7. «Вопрос от Бабы-яги»
Ведущий: Поочередно для каждой команды задаются детям вопросы. Дети на них отвечают.
Вопросы
1. У каждого из вас наверняка есть такой друг. Она любит детей, очень добрая. Покупает что-нибудь вкусненькое. Она заботливая, никогда не ругает. У нее есть любимый человек – дедушка. Кто она?» (Бабушка.)
2. Он может быть прекрасным другом. С ним можно баловаться и пинать мяч. Он сильный, никогда не боится, никогда не плачет. Он хороший, добрый, заботливый. Обещал маму всю жизнь носить на руках. Кто это?» (Папа.)
3. Оно есть у каждого человека. Оно бывает разным – веселым и грустным, хорошим и плохим. Если с другом весело поиграли, тогда оно – отличное, а если поссорились – тогда оно становится грустным. Что это?» (Настроение.)
4. Она есть не всегда. Она появляется тогда, когда встречаются два друга. Когда фотографируются, она тоже нужна. А еще она появляется, когда рассказывают анекдоты или что-нибудь смешное, а потом исчезает. И у меня сейчас она есть. Что это? (Улыбка.)
Бабка - Яга: Вы так легко ответили на эти вопросы. Сразу понятно, что у вас есть и замечательные бабушки, и веселый папа, и вы часто улыбаетесь, потому что у вас хорошее настроение.
Ведущий: Перейдем к следующему пункту нашего маршрута.
Задание 8. «Дерево раздумий»
Знайка: Посмотрите, ребята, перед нами необыкновенное дерево, «дерево раздумий» и на нем растут необычные цветы. На каждом цветке написан вопрос – ситуация. Давайте попробуем, ответит на эти вопросы.
1 ситуация. Твой друг долго не приходит в детский сад. Он заболел. Какие ваши действия?
2 ситуация. Мальчики из кубиков построили дом, а Максим играл рядом и задел его и дом сломался. Что должен сделать Максим?
3 ситуация. Игорь столкнулся с Верой в дверях. Что он должен сделать?
4 ситуация. Вы отдыхали в парке, и вам очень понравилось место отдыха. И друг решил на березе написать свое и твое имя. Как вы поступите, какие слова вы скажете своему другу?
5 ситуация. Ваш друг во время игры нечаянно немного повредил вашу игрушку. Ваши действия.
6 ситуация. Вы пошли в лес за грибами. Ты набрал полную корзину грибов, а твой друг – нет. Как ты поступишь в данной ситуации?
Молодцы, ребята! С заданием вы справились. Переходим к следующему заданию.
Задание 9. «Стихотворение о дружбе»
Ведущий: Мы с вами выяснили, что про дружбу рассказывают в сказках и мультфильмах. А поэты посвящают дружбе стихи. Вы знаете стихотворения о дружбе?
Выступает один чтец от каждой команды.
На экране появляется указатель«Город дружбы».
Ведущий: Ну, вот мы и добрались до города Дружбы.
Знайка: Ребята, вы помните, что я вас пригласил в город Дружбы? На самом деле такого города нет ни на одной карте. А вот создать такой город способен каждый из нас.
Я убедился, что ваши команды, «Любознатики» и «Дружные ребята», совсем не нуждаются в поиске такого города. Вы своими прекрасными теплыми отношениями такой город уже создали сами. У каждого из вас есть рядом настоящий друг. Я бы хотела, чтобы все ребята были такими же, как вы.
Ведущий: Ну вот, оказывается, у нас с вами уже есть друзья. Но все же я думаю, что мы не зря совершили это путешествие. Ваша дружба стала крепче. Вы даже помогли Бабе – Яге стать добрее и найти друга смотрите, как она подружилась с вами. Уважаемые команды, вспомните, какой герой любил говорить: «Ребята, давайте жить дружно». (Дети отвечают.) Правильно, Леопольд. Сейчас жюри будет подводить итоги.
Баба – Яга: Дорогие мои ребята я так вас всех полюбила. Вы научили меня дружить и дорожить дружбой. Большое вам спасибо, пока жури подсчитывает итоги, может вы со мной по танцуете.
Ответы детей. Танец игра.
Жюри подводит итог по номинациям: «Дружба – главное чудо», «Рядом с другом – веселей».
Знайка: Ребята, вы большие молодцы! Сегодня вы показали, какие у вас замечательные дружные и сплоченные команды. До новой встречи на следующей олимпиаде.
2021