НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Филимоненко Л. Л. Семья и школа как партнёры в воспитании детей

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


Трудно не согласится со словами великого педагога. Ведь семья- это первые опыты диалога ребенка с миром или … их отсутствие.
Однажды к педагогу обратилась женщина с вопросом о том, когда ей надо начинать заниматься воспитанием своего сына? Тот спросил. Каков возраст ребенка. «Четыре месяца»,-ответила она. «Вы опоздали на четыре месяца», - сказал ей педагог.
Учитель, в отличие от родителей, не выбирает, когда начинать воспитательный процесс: он встречается со своим подопечным уже в определенном возрасте. Но, независимо от возраста, это уже человек, личность со своими привычками, предпочтением, с опытом жизни. Опереться на этот опыт, исправить то, что ранее было сделано неправильно в воспитании ребенка, научить его делать добро и противостоять злу, преодолевать трудности и добиваться успеха-эти задачи должен решать педагог совместно с родителями, т.к. воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей.
Воспитывающая среда является неотделимой частью целостной развивающей среды, на создание которой особое внимание приходится уделять учителю с первого класса.
Но особую роль в развитии и воспитании учащихся каждый учитель должен уделять взаимодействию с родителями, т.к. создание своеобразного доброжелательного климата общения и взаимопонимания взрослых и детей невозможно без помощи родителей. Разумное и квалифицированное использование возможностей родительского коллектива класса порой является половиной успеха в работе учителя.

1. Формы работы классного руководителя с родителями учащихся.

Работа с родителями проводится по следующим направлениям:
1. Изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье.
2. Индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование.
3. Проведение родительских собраний.
4. Привлечение родителей класса к организации внеучебной деятельности.
7. Работа с «трудными» семьями.

1.1. Изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье.

Работа по созданию коллектива класса начинается с первого класса. Перед приходом детей в школу педагогу важно знать информацию о ребенке и родителях, которая будет полезна при организации работы в классе. Для этого в школе проводят предварительное собеседование с будущими первоклассниками и их родителями. При такой встрече, которая носит неформальный характер, педагог должен быть приветлив, доброжелателен и улыбчив. Класс должен быть эстетически оформлен. Родителям можно предложить принести лучшие, на их взгляд, работы детей. Для родителей и детей можно организовать небольшую экскурсию по школе. Собеседование-это возможность произвести приятное впечатление на родителей и детей. Собеседование-это общение с целью выбора дальнейшей стратегии в воспитании и обучении ребенка. Собеседование-это первый кирпич в здании под названием «сотрудничество» -учителя и ученика, родителей и педагога, ребенка и родителей. Необходимо помнить, что положительные результаты собеседования заключаются в том, что семья ребенка должна получить рекомендации, которые помогут ему преодолеть трудности адаптации к школьной жизни, создадут благоприятную атмосферу восприятия школы и педагогов. В ходе собеседования с ребенком нужно получить не только информацию о возможных учебных умениях будущего ученика, не только о готовности к школьному обучению, но и об интересах ребенка, его увлечениях.
Готовясь к собеседованию необходимо приготовить небольшую анкету для родителей будущих первоклассников. Предлагаю несколько примеров подобных анкет, которые я использую в своей работе и обработку результатов анкетирования.
Анкета 1. Изучение бытовых условий и отношений в семье. (См. Приложение 1)
Анкета 2. Изучение личностных особенностей ребенка. (См. Приложение 2)
Из полученных данных можно сделать вывод о том, с какими проблемами сталкиваются дети в семье и какие личностные особенности присутствуют у учащихся, а также какую планировать работу с этими детьми и семьями.
Вопросы для беседы с детьми, поступившими в 1 класс (см. Приложение 3).
Данные опроса свидетельствуют о том, что:
- желание посещать школу присутствует не у всех учащихся и нужно планировать работу по повышению школьной мотивации;
- большинство учащихся дома предоставлены сами себе и нужно привлекать родителей уделять своим детям больше внимания;
- детям интересны их одноклассники и только потом уроки. Из чего следует, что нужно повышать учебную мотивацию;
- большинство детей желает посещать школу. Значит нужно работать, чтобы у остальных детей появилось это желание.
Данные анкетные материалы должны быть только у классного руководителя.
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции, обычаи, ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Для изучения семьи можно использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги и т.п.
Приведу еще несколько примеров диагностирования семей учащихся.
Анкета «Знакомство с родителями» (См. Приложение 4)
После данного анкетирования проведена обработка результатов. Вывод: всегда найдутся родители, которые недовольны работой школы с первых дней учебы, еще не зная, как работает в школе педагогический коллектив. И задача классного руководителя донести этим родителям своей работой, своим отношением к самим родителям, насколько это возможно, все положительные моменты школьной жизни, чтобы изменить их первоначальное мнение.
Становится ясно, какие аспекты волнуют родителей и как им помочь. Но видно, что достаточно большое количество родителей безразличны к воспитательной работе в классе и школе. С этими родителями предстоит более кропотливая работа по вовлечению их в совместную деятельность по развитию и воспитанию их детей.
Анкета «Ваш ребенок» (См. Приложение 5) предлагается с целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семье. Судя по результатам анкетирования, с детьми и родителями нужно проводить беседы о внутрисемейных отношениях, основанных на взаимном уважении и доверии.
Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»
Детям и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги. В которые нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день. Члены семьи должны что-нибудь выполнять. Это может выглядеть так (см. Таблица 1):

Таблица 1. Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»

мама
бабушка
папа
сестра
я
телевизор
клубок
газета
кукла
игрушки
кухня
пирожки
диван
книга
друзья
 Сравнительный анализ рисунков позволяет выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание. Из данной таблицы видно, что никто из взрослых не уделяет внимания детям. Дети развлекают себя сами.
Методика «Наказания в семье» (См. Приложение 6)
Одна из больших проблем в воспитании-это наказание ребенка, оставляющее глубокие шрамы в формировании личности, приводящее к проявлению двуличности, вседозволенности и лжи. После обработки результатов по данной методике выявлено, что 50 % родителей применяют те же наказания, которыми сами наказывались в детстве. Самые действенные из них, по мнению половины родителей, это лишение любимых занятий. Ни один из родителей не указал телесных наказаний для своих детей, хотя этот момент спорный, если судить по ответам детей.
И все-таки 22 % родителей, исходя из данных, наказывают своих детей, применяя телесные наказания. С такими родителями нужно вести беседы об отрицательном воздействии такого вида наказания на ребенка. Самым страшным наказанием, по мнению достаточно большой части детей (44 %), это лишение любимых занятий.
Классный руководитель, благодаря этой методике, видит стили воспитания детей в семье и постарается оказать посильную помощь в изменении стиля воспитания.

1.2. Индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.
Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьей:
-родительских собраний;
-индивидуальных и тематических консультаций.
Тематические и индивидуальные консультации для родителей проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемами в воспитании ребенка, которую сами решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по решению классного руководителя, если он видит, что родители не в состоянии разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.
Требования к проведению консультации:
1. Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя.
2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им с разных позиций: ребенка, родителей, педагогов.
3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и отношение к проблеме.
4. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.
5. В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.
6. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя.
7. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.
При проведении консультаций классным руководителем ведется «Журнал индивидуальных консультаций для родителей».

1.3. Проведение родительских собраний.

Большое внимание классный руководитель должен уделять просвещению родителей учащихся класса. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах. Педагогическая культура родителей –один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений в воспитании и социализации младших школьников. В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, семинар, тренинг и т.д.
Остановимся на более распространенной и важной форме работы школы с семьей-родительском собрании.
Родительские собрания считаются не менее сложным «жанром», чем урок или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, родители и педагоги, для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей самой главной стороны-детей. Поэтому подготовка и проведение родительского собрания налагает большую ответственность на классного руководителя.
Правила подготовки родительского собрания:
1. Тема собрания должна быть актуальна для родителей.
2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
3. План проведения собрания должен быть известен родителям.
4. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
5. Общение родителей и классного руководителя должно быть тактичным и выдержанным.
6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Этапы родительского собрания:
1. Организация родительского собрания.
Этот этап начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.
2. Подготовка сценария и проведение собрания.
На собрании, помимо творчества учителя по составлению сценария собрания, должны присутствовать следующие компоненты родительского собрания:
-анализ учебных достижений класса,
-ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе,
-психолого-педагогическое просвещение;
-обсуждение организационных вопросов;
-личные беседы с родителями.
3. Осмысление итогов родительского собрания.
Необходимо сделать выводы, сформулировать решения, дать информацию о следующем собрании.

1.4. Привлечение родителей класса к организации внеучебной деятельности.

Правильно организованная работа с родителями в этом направлении может быть очень эффективной. Перед каждыми каникулами родители готовы помочь своим детям в генеральной уборке класса, по запросу учителя отремонтировать сломанную мебель или в конце учебного года сделать косметический ремонт в классе, родители принимают активное участие в озеленении класса, что способствует созданию в классе уюта, красоты и эстетичности. Совместное с учащимися и родителями планирование воспитательных мероприятий в классе учит детей принимать ответственность на себя, а родители должны ответить на вопросы следующей анкеты:
Анкета.
Уважаемые папы и мамы!
Насколько интересной, насыщенной и полезной будет совместная деятельность учащихся класса, их жизнь в коллективе, во многом зависит от вас. Подумайте над тем, какие мероприятия необходимо провести в нашем классе в этом учебном году?
1. Какие темы классных часов вы хотите предложить?
2. Какие экскурсии необходимо организовать в классе?
3.Какие праздники совместно с родителями необходимо организовать?
4. Какие традиции необходимо развивать в детском коллективе?
Спасибо!
Такое анкетирование помогает классному руководителю составить план воспитательной работы на год и привлечь к этому родителей. У родителей же формируется уважительное отношение к классному руководителю, которому не безразличен внутренний мир учащихся. Почувствовав заинтересованность к себе классного руководителя, родители с удовольствием откликаются на любое дело, готовы к сотрудничеству и партнерству в воспитательной работе.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
-дней творчества детей и родителей;
-открытых уроков и внеклассных мероприятий;
-помощи в организации и проведении внеклассных дел.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
-участие родителей класса в работе совета школы;
-участие родителей класса в работе родительского комитета.
Одной из основных форм участия родителей в управлении школьной жизнью является деятельность родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или людьми их заменяющими, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости. Родительский комитет привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе. Родителей можно привлекать к проведению классных часов в классе. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, их увлечениями, с предприятиями, на которых они трудятся.
Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участником КВНов, спортландий, музыкальных конкурсов и дней творчества.
Классный руководитель, привлекая родителей к жизни класса, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей. Эта традиция должна сохраняться на протяжении всего обучения. Формы поощрения родителей могут быть самыми разными-грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена. Изготовление сувениров самими учащимися и т.п.
Еще одной традицией является игра «Почта».
В конце каждой четверти в классе появляется почтовый ящик, куда дети или сами родители приносят письма классному руководителю. Это могут быть вопросы, предложения, замечания, пожелания, благодарности, наблюдения со стороны родителей. Изучая эту почту становится ясным, что волнует родителей, как они относятся к учителю, детям и т.п.
Перед Новым годом стартует традиция «тёплых писем». Дети с родителями пишут добрые поздравительные письма одноклассникам, учителю, родителям. А перед каникулами учитель вручает письма адресатам. Подобные акции сближают учителя и детей, учителя и родителей, а также всех родителей класса.

1.6. Работа с «трудными» семьями.

«Трудной» считается семья, где родители:
- с безразличием относятся к детям;
- где господствует безнадзорность;
- где главное-это материальные блага;
- где родители предъявляют завышенные требования к детям, граничащие с жестокостью.
Если в классе есть семьи, попавшие под данную категорию, то применяются следующие этапы работы с такой семьей:
-посещение семьи;
-диагностика проблем семьи;
-просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, их гражданских прав;
-содействие в получении социальной помощи;
-диагностика результатов работы.
Составляется план индивидуальной работы с такой семьей, работая по которому стараемся смотивировать родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.
На учащихся из «трудных» семей заводится «Карта ученика, требующего особого внимания», в которой указывается:
1. Ф.И.О. учащегося -------------------------------------------------
2. Состав семьи, ее структура--------------------------------------
3. Жилищно-бытовые условия-------------------------------------
4. Взаимоотношения в семье---------------------------------------
5. Наличие отклонений от норм поведения в семье-----------
6. Культурный уровень семьи--------------------------------------
7. Воспитательный потенциал семьи-----------------------------
8. Характер ребенка--------------------------------------------------
Качества личности (положительные, отрицательные) -------
9. Положение ребенка в коллективе------------------------------
10. Учебная деятельность:
успеваемость-----------------------------------------------------------
мотивация обучения--------------------------------------------------
посещаемость----------------------------------------------------------
способности к обучению--------------------------------------------
познавательный интерес--------------------------------------------
11. Трудовая деятельность:
наличие трудовых навыков-----------------------------------------
предпочитаемые виды труда---------------------------------------
участие в трудовых делах-------------------------------------------
12. Внеурочная деятельность---------------------------------------
13. Круг общения (Ф.И. друзей) в школе, вне школы---------
Эффективность сотрудничества, формирование взаимных отношений между учащимися и родителями, классным руководителем, зависит во многом от классного руководителя, его знаний, творческих и профессиональных способностей, его умения общаться с учащимися и родителями.
И хотя школа играет важную роль в воспитании ребенка, главными воспитателями своих детей все же являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко: «Семьи бывают разные. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
Взаимодействие школы и семьи должно идти только по линии ориентира на ребенка. Совместная работа семьи и школы по воспитанию ребенка обширна и многогранна. Хочется надеяться, что материал, представленный в этом выступлении поможет педагогам построить своё взаимодействие с родителями. Этому служит и свод педагогических советов:
1. Постарайтесь видеть в родителях не соперников, а соратников.
2. Помните: родители не педагоги, они нуждаются в помощи учителя.
3. Относитесь с искренним интересом к семейным проблемам вашего ученика.
4. Всегда старайтесь поддержать авторитет родителей в глазах ребенка.
5. В совместной работе с родителями умело используйте их сильные и слабые стороны.
6. Максимально используйте индивидуальные формы работы с родителями в сочетании с групповыми и коллективными.
7. Показывайте родителям стороны характера детей, скрытые от них.
8. Прибегайте к помощи родителей, если верите в успех взаимодействия.
9. Помните: главный принцип совместной работы школы и семьи ‒ «Не навреди!»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артюхова П. Семья и школа: поиски, находки. //Классный руководитель. ‒ 1999 г. ‒ С. 54.
2. Бестужев-Лада И. Что делать родителям в школе? //Классный руководитель. ‒ 1997 г. ‒ С. 94.
3. Воликова Т.В. Учитель и семья. ‒ М., 1980.
4. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. //Начальная школа. ‒ 1999 г. ‒ С. 60.
5. Дмитренко А. И. Организация совместного досуга родителей и детей. //Начальная школа. ‒ 1989 г. ‒ С. 86.
6. Дереклеева Н.И. Справочниек классного руководителя. 1-4 классы. – М., Вако, 2007 г. – С. 270.
7. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. ‒ М., 1976.
8. Кривцова С.В., Патяева Е. Ю. Семья. Искусство общения с ребенком. Беседы психолога. М., Учебная книга БИС, 2008 г. ‒ С. 160.
9. Макаренко А.С. Педагоги пожимают плечами. Т. 2. ‒ М., 1957. ‒ С. 403.
10. Петрова Л.И. Индивидуальный подход в воспитании младшего школьника. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 г. ‒ С. 336.
11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Издательство «Радянська школа», Киев, 1973 г. ‒ С. 145.
12. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. ‒ М., 2006 г. ‒ С. 3-148.

Приложение 1

Анкета 1. Изучение бытовых условий и отношений в семье.

Уважаемые папы и мамы!

В жизни вашей семьи наступил торжественный момент-ваш малыш делает новый шаг по лестнице жизни. Вам очень хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на его пути, были преодолимыми. Ваш первый вклад-честный и объективный ответ на поставленные вопросы, касающиеся развития и становления Вашего ребенка.
1. Какие проблемы возникали у вас в связи с воспитанием ребенка?
2. Бывают ли у вас разногласия в семье, связанные с воспитанием ребенка?
3.Имеет ли ребенок свой уголок в квартире?
4. Как оборудован его уголок?
5. Какие игрушки он предпочитает?
6. Может ли ваш ребенок длительное время играть один?
7. Участвуете ли вы в его играх?
8. Любит ли ваш ребенок неожиданные подарки или ожидаемые?
9. Как вы поощряете вашего ребенка?
10. За что вы поощряете вашего ребенка?
11. Наказываете ли вы вашего ребенка?
12.За что и как вы наказываете вашего ребенка?
13.Какие праздники в вашей семье считаются традиционными?
14. Какие моменты праздника больше всего нравятся ребенку?
15. Трудолюбив ли ваш ребенок?
16. Какие постоянные обязанности по дому есть у вашего ребенка?
17. Есть ли у вашего ребенка друзья?
18. Имеют ли возможность друзья вашего ребенка бывать у вас дома?
19. Назовите положительные качества характера вашего ребенка.
20. Какие отрицательные моменты его развития вы хотели бы преодолеть?
21. Каким вы видите вашего ребенка через год обучения в школе?
22. Каким вы видите свое участие в жизни классного коллектива?
23.Какие пожелания есть у вас к будущему классному руководителю?
Спасибо!

Приложение 2

Анкета 2. Изучение личностных особенностей ребенка.

Уважаемые родители!

Просим Вас рассказать о своем ребенке. Это необходимо для дальнейшего изучения его личностных особенностей.
1. У моего ребенка выразительная жестикуляция.
2. Мне кажется, что мой ребенок любознательнее, чем другие.
3. Без поддержки взрослого моему ребенку трудно познакомиться с другими детьми.
4. Если моему ребенку что-то не нравится, он открыто выражает свое недовольство-кричит, размахивает руками, спорит.
5. Нарушение режима дня выбивает моего ребенка из колеи.
6. Мой ребенок постоянно находится в движении, ему не сидится на месте.
7. Моему ребенку не нравится осваивать новые настольные игры, он любит старые игры, правила которых ему хорошо знакомы.
8. Мой ребенок редко бывает заводилой в игре.
9. Если у моего ребенка что-нибудь не получается, он пытается сделать это еще раз.
10. Мой ребенок задает мало вопросов.
11. Мне кажется, что мой ребенок устает быстрее, чем другие.
12. Моему ребенку нравится проводить время с другими детьми.
13. Мой ребенок остерегается игр, при которых можно упасть.
14. Мой ребенок редко интересуется тем, как устроены игрушки.
15. Мой ребенок быстро говорит.
16. У моего ребенка есть постоянные друзья.
17. Гуляя по улице, мой ребенок больше бегает, чем ходит.
18. В конце дня мой ребенок жалуется на усталость.
19. Мой ребенок более застенчив и робок. Чем другие дети.
20. Шум. Музыка. Громкие разговоры быстро утомляют моего ребенка.
21. Когда гуляешь с ребенком, он замечает, что происходит вокруг.

Приложение 3

Вопросы для беседы с детьми, поступившими в 1 класс.

1

2

3

4

5


1. Нравится ли тебе ходить в школу?
Если да, то раскрась квадрат красным карандашом.
Нет-синим.
Не знаю-желтым.
2. Больше всего тебе нравится:
Заниматься со взрослыми- закрась квадрат красным карандашом.
Смотреть телевизор-синим.
Затрудняюсь ответить-желтым.
3. В школе тебе больше всего нравятся:
Перемены-закрась красным карандашом.
Друзья-синим.
Уроки-зеленым.
Затрудняюсь ответить-желтым.
4. Хотел бы ты еще на год остаться дома?
Да-закрась синим карандашом.
Нет-красным.
Не знаю-желтым.
5. Если бы была возможность учиться дома с мамой, ты бы согласился?
Да-закрась синим карандашом.
Нет-красным.
Не знаю-желтым.

Приложение 4

Анкета «Знакомство с родителями»
1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе?
2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?
4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
5. Чем бы вы могли помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

Приложение 5

Анкета «Ваш ребенок»
С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семье можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями из школьной жизни?
5. Приглашает ли вас на мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

Приложение 6

Методика «Наказания в семье»
Вид наказания
1. Ставили в угол.
2. Объявляли бойкот.
3.Применяли телесные наказания.
4. Ограничивали свободу.
5. Лишали любимого занятия.
6. Читали бесконечные нотации.
7. Стыдили при друзьях и знакомых.
8. Оскорбляли и ругались.
9. Лишали сладостей.
10. Ограничивали в покупках.
11. Выгоняли из дому

2020