Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf
1. Формы работы классного руководителя с родителями учащихся.
Работа с родителями проводится по следующим направлениям:1.1. Изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье.
Работа по созданию коллектива класса начинается с первого класса. Перед приходом детей в школу педагогу важно знать информацию о ребенке и родителях, которая будет полезна при организации работы в классе. Для этого в школе проводят предварительное собеседование с будущими первоклассниками и их родителями. При такой встрече, которая носит неформальный характер, педагог должен быть приветлив, доброжелателен и улыбчив. Класс должен быть эстетически оформлен. Родителям можно предложить принести лучшие, на их взгляд, работы детей. Для родителей и детей можно организовать небольшую экскурсию по школе. Собеседование-это возможность произвести приятное впечатление на родителей и детей. Собеседование-это общение с целью выбора дальнейшей стратегии в воспитании и обучении ребенка. Собеседование-это первый кирпич в здании под названием «сотрудничество» -учителя и ученика, родителей и педагога, ребенка и родителей. Необходимо помнить, что положительные результаты собеседования заключаются в том, что семья ребенка должна получить рекомендации, которые помогут ему преодолеть трудности адаптации к школьной жизни, создадут благоприятную атмосферу восприятия школы и педагогов. В ходе собеседования с ребенком нужно получить не только информацию о возможных учебных умениях будущего ученика, не только о готовности к школьному обучению, но и об интересах ребенка, его увлечениях.Таблица 1. Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»
мама1.2. Индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.1.3. Проведение родительских собраний.
Большое внимание классный руководитель должен уделять просвещению родителей учащихся класса. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах. Педагогическая культура родителей –один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений в воспитании и социализации младших школьников. В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, семинар, тренинг и т.д.1.4. Привлечение родителей класса к организации внеучебной деятельности.
Правильно организованная работа с родителями в этом направлении может быть очень эффективной. Перед каждыми каникулами родители готовы помочь своим детям в генеральной уборке класса, по запросу учителя отремонтировать сломанную мебель или в конце учебного года сделать косметический ремонт в классе, родители принимают активное участие в озеленении класса, что способствует созданию в классе уюта, красоты и эстетичности. Совместное с учащимися и родителями планирование воспитательных мероприятий в классе учит детей принимать ответственность на себя, а родители должны ответить на вопросы следующей анкеты:1.6. Работа с «трудными» семьями.
«Трудной» считается семья, где родители:СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артюхова П. Семья и школа: поиски, находки. //Классный руководитель. ‒ 1999 г. ‒ С. 54.Приложение 1
Анкета 1. Изучение бытовых условий и отношений в семье.Уважаемые папы и мамы!
В жизни вашей семьи наступил торжественный момент-ваш малыш делает новый шаг по лестнице жизни. Вам очень хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на его пути, были преодолимыми. Ваш первый вклад-честный и объективный ответ на поставленные вопросы, касающиеся развития и становления Вашего ребенка.Приложение 2
Анкета 2. Изучение личностных особенностей ребенка.Уважаемые родители!
Просим Вас рассказать о своем ребенке. Это необходимо для дальнейшего изучения его личностных особенностей.Приложение 3
Вопросы для беседы с детьми, поступившими в 1 класс.1
2
3
4
5
Приложение 4
Анкета «Знакомство с родителями»Приложение 5
Анкета «Ваш ребенок»Приложение 6
Методика «Наказания в семье»