Цели: 1. Воспитание у учащихся чувства патриотизма; 2. Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края; 3. Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; 4. Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном отношении. Задачи: 1.Формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей; 2.Развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся; 3.Формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины. Ход мероприятия: Песня «Учат в школе» Ведущий 1 Без этой знаменитой песни не обходился ни один праздник 1 сентября в 20 веке. Ведущий 2 Строчки незамысловатой детской песенки прежде всего об обучении в начальной школе. Ведущий 1 Сейчас трудно представить, но среди учителей начальных классов в 30-60-е годы было много мужчин. Ведущий 2. Их уважали, любили местные жители, обращались за советом. Ведущий 1 Одним из них был Орлов Михаил Тимофеевич-учитель начальных классов Новожизненской школы. Именно ему посвящена наша литературно-музыкальная композиция. Ведущие уходят. Сцена 1 Стоит стол, лампа на столе. Сидит учитель и пишет воспоминания. «Мой прадед Семён Григорьевич Орлов, отец Тимофей Фёдорович Орлов были потомственные крестьяне-хлеборобы, донские казаки. Они жили в хуторе Нижне-Яблочный станицы Верхне-Курмоярской области Войска Донского. С 1951 года это место находится на дне Цимлянского моря. До революции отец мой Орлов Тимофей Фёдорович служил в казачьих частях в Петербурге. В семье старшего брата Николая сохранился старинный сундук. На дужке сделана красивая гравировка: « Лейбгвардии Казачьего Его Императорского Величества полка 3-й сотни. Урядник Тимофей Фёдоров Орлов. 1906 г.21 сентября. Г.Петербург. Ст.Верхне-Курмоярская. -Хорошо помню детские годы. Выходит ребёнок, играющий учителя в детстве (музыкальное сопровождение) «В школу в те времена принимали с 9 лет. Школа была начальной, но учеников было много-около 100 человек. Был закон об обязательном начальном образовании. Дальше-по желанию. Было 4 класса. Первых своих учителей помню очень хорошо и сейчас. Учителя были добрыми, вежливыми, трудолюбивыми. Память о них осталась самая приятная. Учиться в школе было интересно. Учили стихотворение о коммуне. Из отсталой тёмной рваненькой Деревеньки вечно пьяненькой Вышла трезвая тесовая, Как зелёный бор, здоровая, Весёлая жилая коммуна трудовая. Дети чистеньки да умытеньки, Да причёсаны волосики. Вёдра, полные удоя, Девки к погребу тащат Во семью, во семью. Все за нами, все за нами В нашу красную семью. В 1928 году было большое событие. Отец купил гармонь, все четыре брата «играли», кто первый проснётся. Дело доходило до слёз, но потом она стала надоедать, а мне понравилась, и я научился хорошо играть. Учитель вспоминает дальше (музыкальное сопровождение) В 1933 году в Константиновском педучилище открылись годичные курсы, проверили знания и сказали, что мы принимаем на годичные курсы учителей, будете жить в общежитии и питаться в столовой. Радости моей не было предела. С первого сентября начались занятия. С огромным интересом и большим желанием я приступил к учёбе. Плохо было только то, что мы постоянно были голодными, но учились охотно. Прошёл год учёбы, на педагогических курсах мы занимались по сокращённой программе. В июне я сдал экзамены и получил направление учителем в Белянскую начальную школу. В этом же году поступил в педучилище на заочное отделение. Мне в ту пору шёл двадцатый год. Каждый день шёл в школу проводить занятия с детьми, как на праздник. Когда я уже работал и учился заочно, мои братья Володя с Веной учились ещё на третьем курсе педучилища. Хутор Белянский находится в 18 километрах от Богоявленской. В центре хутора стояли два крестьянских дома. Это и была Белянская начальная школа. В одном из них в маленькой комнате жила заведующая школой, она же была там единственным учителем, Ажогина Клавдия Алексеевна.
Когда я представился, она очень обрадовалась, сказала: «Хорошо, что ты приехал. Я тут измучилась одна работать в четырёх классах с пятьюдесятью детьми. Весь год просила прислать учителя». Сцена 2 Знакомство с женой (музыкальное сопровождение) В первый год моей учительской работы вёл занятия в первом и третьем классе одновременно. В двух классах было 36 учеников. Было нелегко, но мне нравилось. Мне пригодилось умение играть на гармошке. Дети ждали с нетерпением уроки пения. После уроков мы с детьми готовились к праздничным концертам. Дети пели, танцевали, сначала выступали в школе, а потом на сцене хуторского клуба. В те годы радио появлялось только в городах. А у хуторян наши концерты были единственным развлечением. Инсценировка В августе 1937 года по приказу РОНО меня из Белянской школы переводят заведующим Калининской начальной школы. В эту пору нужен был ещё один учитель, которого обещали прислать в скором времени. Прочитал я приказ и сразу принял решение. Сел на велосипед и помчался в станицу Богоявленскую. С Марией Ильиничной Александриной мы познакомились в станице Богоявленской. Когда я приходил в гости к родителям, Мария работала учительницей. Тогда мы влюблялись на улице, там же открывались таланты. Она играла на гитаре и пела. Я играл на гармошке и пел тоже. Так мы влюблялись друг в друга. Примчался я к ней на велосипеде и сразу сделал предложение руки и сердца. В октябре 1938 г. у нас родилась доченька Аллочка. В 1940 году мы с Марусей переехали в х. Новая Жизнь на работу в начальную школу, где и проработали всю жизнь. Мы жили много лет в школе, была одна комната. Сцена 3 На сцене Мария Ильинична с учениками. Выходит Михаил Тимофеевич Вед 1. Шло время. Радовали Орлова успехи жадных до книг ребятишек. Старательностью и прилежанием платили они ставшему им близкому человеку… Голос Левитана. Вед.2 22 июня 1941 года вместо привычного: «Здравствуйте, дети! Садитесь», учитель сказал им, не скрывая волнения: Учитель: «Война, ребята. Ухожу на фронт». Уходит под песню «Вставай, страна огромная» Ему дают шинель и пилотку. Прощается с женой и детьми. Сцена 4. Учитель при фитиле сидит в землянке. Играет минус «Нет в России семьи такой» и он вспоминает: «Шла война, я воевал в отдельном сапёрном батальоне. Часто командир дивизии приказывал нашему командиру батальона прислать двух лучших сапёров для сопровождения дивизионной разведки. В обязанность сапёров входило, двигаясь впереди разведки к передовой, подготовить проходы в минных полях и проволочных заграждениях. Часто и мне приходилось сопровождать разведку. Однажды встретился с тремя разведчиками, своими учениками из Калининской школы. Это Сергей Буланов, В.Заруднев и К.Щепелев. После этой встречи ещё несколько раз ходили на задания. Окончилась война. Сергей Буланов и я с победой вернулись домой. Но Зарудневу и Щепелеву не пришлось дожить до радостного дня победы над врагом, они погибли в боях». Песня «Бессмертный полк» с инсценировкой. Песня «Бьётся в тесной печурке огонь» с инсценировкой На экране фото дочери. Имея свободное время в апрельские тёплые и солнечные дни, я и решил заняться сочинением стихов. «На память моей любимой дочке!» Дорогая моя дочка, Как ты поживаешь? Чтоб вернулся я с победой Ты мне пожелаешь. Папа твой сейчас на фронте Гонит злую вражью рать. Может быть, и мне придётся В поле бранном умирать. Бой идёт уж третьи сутки, Не смолкает гул и лязг. Солнце яркое закрыто, Пылью, дымом здесь у нас. Наша Армия могуча, Бьёт презренного врага. И теперь уже не ступит, Здесь фашистская нога. Украинские народы Ждут, нас поджидают. Красна Армия идёт, Всех освобождает. Бомбы свищут, пыль клубится Солнце закрывают. А твой папа во лесочке, Письмо составляет. Оставайся, моя дочка, Будь жива, здорова. Если я домой вернусь, Заживём мы снова. Уходит учитель. На сцене Мария Ильинична с учениками. Объявление Левитана об окончании войны. Песня «День Победы» с инсценировкой (информация о его боевом пути на слайдах) Ведущий 1 Отгремели грозные годы. В октябре 1945 вернулся Орлов теперь уже в хутор Новая Жизнь, где работала его жена Мария Ильинична. Ведущий 2. Ребята во все глаза рассматривали орден Красной Звезды и медали фронтовика, а он стоял в классе и горевал: «Вот ведьнечисть какая. Парты даже пожгли». Ведущий 1 Да, они, эти фашистские «молодчики», уничтожили всё: парты, наглядные пособия, доски. Чудом уцелело только помещение. Снова началась кропотливая работа. Ведущий 2. Большую часть своей жизни Михаил Тимофеевич посвятил педагогической деятельности. Его трудовой стаж составляет 43 года. Он первым в нашем районе получил звание Заслуженный учитель школы РСФСР. Выходит Маша Буланова и читает стихотворение И снова в позолоте тополя, А школа — как корабль у причала, Где ждут учеников учителя, Чтоб новой жизни положить начало. На свете нет богаче и щедрей, Чем эти люди, вечно молодые. Мы помним всех своих учителей, Хотя и сами уж почти седые. Они в судьбе у каждого из нас, По ней проходят словно красной нитью. Мы гордо произносим каждый раз Простых три слова: «Это мой учитель.» Мы все в его надежнейших руках: Ученый, врач, политик и строитель… Живи всегда в своих учениках И счастлив будь, наш капитан — учитель! Сцена 5 Воспоминания учеников. На сцене за столом сидят Михаил Тимофеевич и Мария Ильинична. Выходит девочка, роль Власовой Лукиных Юлии Васильевны. «Меня зовут Власова Юля. Я пошла в школу в 1944 году. Училась я хорошо. Однажды Михаил Тимофеевич доверил мне, ученице 3 класса, провести во втором классе диктант. Как я старалась подражать своему учителю. Помню, в школе было заведено: каждый ученик должен был посадить дерево на школьном дворе. Саженец мне взять было негде, я ходила по берегам речки, пока не нашла маленькое деревце-яблоньку, принесла и посадила. Выросло большое дерево, но яблоня была дичка, плоды были кислыми. Михаил Тимофеевич узнал, кто посадил, спустя много лет» Мария Ильинична: Когда Юля вырастет, закончит педагогический институт, станет учителем русского языка и литературы. Юлия Васильевна Лукиных много лет проработает завучем в Манычской средней школе, будет удостоена звания отличника народного просвещения России. На сцену выходит девочка, играющая роль Сизовой А.И. «Меня зовут Назарьева Тоня. Я пошла в школу в 1973 году. Мой первый учитель всегда был терпеливым и спокойным. Он сам играл на баяне и проводил весёлые праздники. Михаил Тимофеевич часто ходил с нами на экскурсии в лес, на луг, много рассказывал интересного о растениях и животных. Помню, в классе на стене висел стенд успеваемости. Напротив каждой фамилии ученика была прикреплена фигурка лошадки. У тех, кто учился на «4» и «5» рядом находилась бодрая лошадка, стояла впереди, а у тех, кто учился на «2» и «3», лошадка была тощей и стояла позади. Всем ученикам хотелось хороших оценок» Михаил Тимофеевич: Антонина Ивановна Сизова работает директором клуба в родном хуторе. Мария Ильинична: Михаил Тимофеевич, а нам ведь письмо пришло от Миши Астахова. «Уважаемые Михаил Тимофеевич и Мария Ильинична! Большое вам спасибо за поздравления и добрые пожелания. Вам, Михаил Тимофеевич, особое спасибо за то, что вы научили нас не только писать и считать, но и учили нас честности, мудрости, трудолюбию. Все мы, ваши ученики, всегда помнили и помним нашу родную новожизненскую школу, вас, посвятившего себя без остатка своим питомцам, и то, что мы, часто бывая дома, забываем зайти в нашу маленькую уютную школу, никогда не можем найти себе никакого оправдания. В своём письме я вам желаю крепкого здоровья, счастья и ещё больших успехов в вашем благородном и добром труде». Мария Ильинична: Миша стал военным. Посвятил свою работу службе в ФСБ. Вышел на пенсию в звании генерал-майора. Пишет книги, участвует в телепередачах в качестве эксперта. Выходят дети-ученики и читают стихотворение «Не смейте забывать учителей» Песня «Учительский вальс» (идут слайды) Список литературы: 1. М.Т. Орлов. Воспоминания. Записано дочерью А.М. Дерезко (архив школьного музея). 2. Е.М.Московкина, Е.П. Реуцкова, В.Н. Родионова, Е.В. Крапивина. Живая память поколений. Учитель-фронтовик. - Барнаул: «Принт 22», 2020.