Моргун Т.В. Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ через театральную деятельность в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
Библиографическое описание:
Моргун Т.В. Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ через театральную деятельность в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Творческая мастерская» // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.
Воспитание подрастающего поколения – это многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияния на формирование жизненной позиции детей. Одна из важнейших форм влияния на личностное развитие является художественное воспитание, в частности воспитание посредством внеурочных занятий по театрально-сценическому творчеству. Сцена - это всегда буря эмоций и новых впечатлений, ведь каждый ребенок в душе артист. Современная педагогическая наука рассматривает искусство, как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрение, а главное духовный потенциал. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворить свои растущие интересы к окружающему миру. Работая в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернат, веду занятия по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» с уклоном на театрализацию. Театральная педагогика обучает детей правильной речи, эмоциональному раскрепощению, умению владеть собой, раскрывает художественное воображение, внимание, фантазию, воспитывает у обучающихся собранность, ответственность и уверенность в себе. Обучает приемам запоминания текстов и приемам выражения эмоций, чувства ритма, пластики движений. А главное - это духовное развитие ребенка. Сухомлинский говорил: «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого» Задача театрального искусства вложить такую скрипку в душу ребенка и помочь заиграть на ней. Задача педагога предоставить обучающимся возможность проявить себя, раскрыться в театральном творчестве, научится понимать радость данного труда. Работаю по программе «Творческая мастерская». Программа реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 5 классе в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накоплений знаний о театре. Ребенок выступает в роли то актера, то художника. Он то слушатель или зритель, то исполнитель. А сделанные им игрушки вдруг оживают в его руках, двигаются, заговаривают, так как знакомясь с театром, обучающиеся не просто участвуют в постановках, но и своими руками изготавливают героев сказок.
Программа имеет четыре раздела:
-Культура и техника речи – это игры и упражнения на развитие правильной артикуляции, четкой дикции, связной речи, умения пользоваться интонацией. Это умение выразительно читать стихи и тексты, произносить скороговорки;
- Ритмопластика – это умение двигаться на сценической площадке с помощью выразительных пластических движений, это проигрывание этюдов, сценок на движение;
-Театральная игра - это умение выразительно строить диалог на площадке, запоминать слова героев постановки, ориентироваться в пространстве;
-Работа над постановками – знакомство и инсценировка выбранного произведения (сказки, рассказа и т.д.), изготовление игрового материала.
Работа по развитию творчества у обучающихся с ОВЗ трудна, но богата развивающимися идеями не только для детей, но и для педагогов. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит достичь ему максимального уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. И перед педагогами стоит задача раскрыть природные способности ребенка, помочь ему познать мир своим путем, дать детям как модно больше возможностей проявить себя в творчестве, научиться понимать радость данного труда. Положительные результаты работы с обучающимися убеждают в том, что такая творческая деятельность как театральная востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального развития личности ребенка.
Таким образом, погружение в мир театра, театральную деятельность на занятиях «Творческая мастерская» песет только положительную энергетику, так как закладывается не принудительно, а это очень важно для наших воспитанников.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» для обучающихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями разработана на основе:
1.Нормативно - правовая и документальная основа:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. оп 21.07.2014);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) »;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. № 28;
-Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций» от 20 марта 2016 года № ВК-641/09).
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Рабочая программа «Творческая мастерская» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 5 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Данная программа разработана на основе авторской программы "Творчество. Театрализованные игры в школе" Ю.В. Колчеева, Н.М. Колчеевой». – М.: Просвещение, 2012 г.
Обучающиеся знакомятся как с драматическим театром, так и с театром кукол. Знакомясь с театром кукол они сами мастерят героев сказок, знакомясь с драматическим театром: изготавливают декорации и реквизит. Таким образом они не просто участвуют в постановках, но и включаются в работу театральных мастерских: режут, клеят и т. д.
Актуальность программы
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Полученные знания позволят обучающимся преодолеть психологическую инертность, развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Цель программы
Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей детей, через погружение в мир театра.
Задачи программы
Обучающие: знакомить детей с основами организации театральных представлений; изучение практических основ актерского дела, художественной сценической композиции (сценографии), основ словесного действия и сценической речи, сценическому движению.
Развивающие: развивать умение творчески, с воображением и фантазией, относиться к выбранному делу и поставленной задаче. Развивать творческие способности, воображение, расширять словарный запас.
Воспитательные: воспитывать интерес к мировой художественной культуре, театральному искусству и его жанровому многообразию; уважение к людям театральных профессий; воспитание культуры речи.
1 раздел (1 час). Вводное занятие.
-Повторение правил поведения на занятии, инструкции по охране труда.
- Театральное искусство: виды театров.
2 раздел (4 час). Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи педагога. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел (4 час). Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Воспитывать культуру поведения в театре.
Задачи педгога. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
4 раздел (4 час). Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи педагога. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
5 раздел (20 часов). Работа над постановками (пьесой, сказкой) базируется на пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи педагога: развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
6 раздел (1час). Заключительное занятие.
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.
Формы и методы работы
Формы занятий - групповые занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
- театральные игры,
- постановка этюдов;
- репетиционные занятия;
- информационные занятия;
- творческие мастерские;
Постановка сценок, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Содержание программы направлено на развитие ребенка и обусловливает его потребность в познании, переживании и находит эмоциональный отклик на все, что происходит в процессе учебной деятельности. Это является типичным признаком методики развивающего обучения, а именно: обеспечение не только усвоения знаний, но и развитие школьников, вовлечение в сферу эмоциональной, интеллектуальной, эстетической деятельности.
Оно потребовало применения многогранности методов, приемов и средств обучения.
Методы:
ü словесные (передача информации);
ü наглядные (наблюдения, демонстрации, просмотр видеоматериалов, профессиональных и самодеятельных спектаклей);
ü практические (разнообразные упражнения, творческие задания);
ü метод сопоставительного анализа;
ü театрально-игровой метод
Театрально-игровой метод реализуется при помощи:
ü общеразвивающих игр и упражнений, включенных в театральный тренинг (готовят к творческой деятельности, способствуют быстрой адаптации);
ü сюжетно-ролевых, подвижных, занимательных игр (мотивируют познание окружающего мира, формируют навыки и умения);
ü упражнений и речевых игр (активизируют речевой аппарат, формируют речь, развивают память, интеллект, учат вести диалог, развивают правильное дыхание);
ü комплексных ритмических, музыкальных, пластических зарисовок, этюдов, игр (активизируют двигательные способности, развивают пластическую выразительность и импровизацию, развивают умение владеть своим телом);
ü специальных театральных игр, творческих задач (развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и здравомыслящему человеку; готовят к тонкому восприятию различных видов искусства);
ü импровизаций, игр-перевоплощений, игр-подражаний (развивают умение с помощью воображения, фантазии изменить свое отношении, поведение, оправдать позу или действие нафантазированными причинами);
ü инсценировок, игр с куклами разных видов, игр-драматизаций, постановок (развивают многие качества, необходимые для участия в спектаклях, реагировать на поведение партнеров, поощряют попытки детей уйти от стереотипов, будят творческую фантазию, воспитывают коллективизм).
Приемы:
ü организации и самоорганизации;
ü стимулирования и мотивации;
ü разнообразные приемы контроля.
Средства:
ü организация поисковой деятельности (оптимальный способ решения задачи)
ü учебного процесса;
ü проблемного изложения;
ü взаимных консультаций;
ü коллективного обсуждения результатов;
ü технические.
Место предмета в учебном плане
Особенности реализации программы
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5 класса. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Продолжительность занятия – 40 минут. Занятия проводятся в кабинете или на сцене.
60% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, игры, Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов. Для успешной реализации программы использованы Интернет-ресурсы.
Планируемые результаты освоения программы
Обучающиеся узнают:
- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- виды и жанры театрального искусства (драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- чётко произносить в разных темпах 6 скороговорок;
- наизусть стихотворения русских авторов.
- основные понятия по разделам «театральная игра», «культура и техника речи», «ритмопластика»
- основные правила работы с партнером на сцене.
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться в сценическом пространстве;
- владеть основными навыками сценической речи;
- работать индивидуально и в коллективе;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Прогнозируемые результаты реализации программы
Результаты третьего уровня: получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
- умение оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки.
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Результатами изучения курса является формирование следующих базовых учебных действий.
Регулятивные БУД:
Обучающиеся научатся:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные БУД:
Обучающиеся научатся:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные БУД:
Обучающиеся научатся:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – конкурсы.
- итоговый – открытые занятия.
Формой подведения итогов считать: участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Список литературы
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение. 2000 г.
2. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М.: Просвещение. 2005 г.
3. Генералова И.А. «Театр» Пособие для дополнительного образования. 3 класс. – М.: Просвещение. 2010 г.
4. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. – М.: Вако, 2009 г.
5. Ершова А.П. Уроки театра в школе. – М.: Вако. 2009 г.
6. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М.: Вако. 2008 г.
7. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М.: Просвещение. 1995г.
8. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Авторская программа «Творчество. Театрализованные игры в школе» – М.: Просвещение. 2012 г.
9. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003.
10. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М.:Просвещение, 2005 г.
11. Никитина А.Б. Театр, где играют дети. Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов – М.: Просвещение, 2007 г.
12. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Просвещение. 2003 г.