Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Моргун Т.В. Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ через театральную деятельность в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Творческая мастерская»

Библиографическое описание:

Моргун Т.В. Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ через театральную деятельность в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Творческая мастерская» // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.

Воспитание подрастающего поколения – это многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияния на формирование жизненной позиции детей. Одна из важнейших форм влияния на личностное развитие является художественное воспитание, в частности воспитание посредством внеурочных занятий по театрально-сценическому творчеству. Сцена - это всегда буря эмоций и новых впечатлений, ведь каждый ребенок в душе артист. Современная педагогическая наука рассматривает искусство, как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрение, а главное духовный потенциал. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворить свои растущие интересы к окружающему миру. Работая в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернат, веду занятия по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» с уклоном на театрализацию. Театральная педагогика обучает детей правильной речи, эмоциональному раскрепощению, умению владеть собой, раскрывает художественное воображение, внимание, фантазию, воспитывает у обучающихся собранность, ответственность и уверенность в себе. Обучает приемам запоминания текстов и приемам выражения эмоций, чувства ритма, пластики движений. А главное - это духовное развитие ребенка. Сухомлинский говорил: «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого» Задача театрального искусства вложить такую скрипку в душу ребенка и помочь заиграть на ней. Задача педагога предоставить обучающимся возможность проявить себя, раскрыться в театральном творчестве, научится понимать радость данного труда. Работаю по программе «Творческая мастерская». Программа реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 5 классе в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накоплений знаний о театре. Ребенок выступает в роли то актера, то художника. Он то слушатель или зритель, то исполнитель. А сделанные им игрушки вдруг оживают в его руках, двигаются, заговаривают, так как знакомясь с театром, обучающиеся не просто участвуют в постановках, но и своими руками изготавливают героев сказок.

Программа имеет четыре раздела:

-Культура и техника речи – это игры и упражнения на развитие правильной артикуляции, четкой дикции, связной речи, умения пользоваться интонацией. Это умение выразительно читать стихи и тексты, произносить скороговорки;

- Ритмопластика – это умение двигаться на сценической площадке с помощью выразительных пластических движений, это проигрывание этюдов, сценок на движение;

-Театральная игра - это умение выразительно строить диалог на площадке, запоминать слова героев постановки, ориентироваться в пространстве;

-Работа над постановками – знакомство и инсценировка выбранного произведения (сказки, рассказа и т.д.), изготовление игрового материала.

Работа по развитию творчества у обучающихся с ОВЗ трудна, но богата развивающимися идеями не только для детей, но и для педагогов. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит достичь ему максимального уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. И перед педагогами стоит задача раскрыть природные способности ребенка, помочь ему познать мир своим путем, дать детям как модно больше возможностей проявить себя в творчестве, научиться понимать радость данного труда. Положительные результаты работы с обучающимися убеждают в том, что такая творческая деятельность как театральная востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального развития личности ребенка.

Таким образом, погружение в мир театра, театральную деятельность на занятиях «Творческая мастерская» песет только положительную энергетику, так как закладывается не принудительно, а это очень важно для наших воспитанников.

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» для обучающихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями разработана на основе:

1.Нормативно - правовая и документальная основа:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. оп 21.07.2014);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) »;

- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. № 28;

-Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций» от 20 марта 2016 года № ВК-641/09).

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Рабочая программа «Творческая мастерская» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 5 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Данная программа разработана на основе авторской программы "Творчество. Театрализованные игры в школе" Ю.В. Колчеева, Н.М. Колчеевой». – М.: Просвещение, 2012 г.

Обучающиеся знакомятся как с драматическим театром, так и с театром кукол. Знакомясь с театром кукол они сами мастерят героев сказок, знакомясь с драматическим театром: изготавливают декорации и реквизит. Таким образом они не просто участвуют в постановках, но и включаются в работу театральных мастерских: режут, клеят и т. д.

Актуальность программы

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Полученные знания позволят обучающимся преодолеть психологическую инертность, развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Цель программы

Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей детей, через погружение в мир театра.

Задачи программы

Обучающие: знакомить детей с основами организации театральных представлений; изучение практических основ актерского дела, художественной сценической композиции (сценографии), основ словесного действия и сценической речи, сценическому движению.

Развивающие: развивать умение творчески, с воображением и фантазией, относиться к выбранному делу и поставленной задаче. Развивать творческие способности, воображение, расширять словарный запас.

Воспитательные: воспитывать интерес к мировой художественной культуре, театральному искусству и его жанровому многообразию; уважение к людям театральных профессий; воспитание культуры речи.

1 раздел (1 час). Вводное занятие.

-Повторение правил поведения на занятии, инструкции по охране труда.

- Театральное искусство: виды театров.

2 раздел (4 час). Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи педагога. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

3 раздел (4 час). Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Воспитывать культуру поведения в театре.

Задачи педгога. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

4 раздел (4 час). Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи педагога. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

5 раздел (20 часов). Работа над постановками (пьесой, сказкой) базируется на пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи педагога: развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

6 раздел (1час). Заключительное занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.

Формы и методы работы

Формы занятий - групповые занятия для отработки дикции, мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

- театральные игры,

- постановка этюдов;

- репетиционные занятия;

- информационные занятия;

- творческие мастерские;

Постановка сценок, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Содержание программы направлено на развитие ребенка и обусловливает его потребность в познании, переживании и находит эмоциональный отклик на все, что происходит в процессе учебной деятельности. Это является типичным признаком методики развивающего обучения, а именно: обеспечение не только усвоения знаний, но и развитие школьников, вовлечение в сферу эмоциональной, интеллектуальной, эстетической деятельности.

Оно потребовало применения многогранности методов, приемов и средств обучения.

Методы:

ü словесные (передача информации);

ü наглядные (наблюдения, демонстрации, просмотр видеоматериалов, профессиональных и самодеятельных спектаклей);

ü практические (разнообразные упражнения, творческие задания);

ü метод сопоставительного анализа;

ü театрально-игровой метод

Театрально-игровой метод реализуется при помощи:

ü общеразвивающих игр и упражнений, включенных в театральный тренинг (готовят к творческой деятельности, способствуют быстрой адаптации);

ü сюжетно-ролевых, подвижных, занимательных игр (мотивируют познание окружающего мира, формируют навыки и умения);

ü упражнений и речевых игр (активизируют речевой аппарат, формируют речь, развивают память, интеллект, учат вести диалог, развивают правильное дыхание);

ü комплексных ритмических, музыкальных, пластических зарисовок, этюдов, игр (активизируют двигательные способности, развивают пластическую выразительность и импровизацию, развивают умение владеть своим телом);

ü специальных театральных игр, творческих задач (развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и здравомыслящему человеку; готовят к тонкому восприятию различных видов искусства);

ü импровизаций, игр-перевоплощений, игр-подражаний (развивают умение с помощью воображения, фантазии изменить свое отношении, поведение, оправдать позу или действие нафантазированными причинами);

ü инсценировок, игр с куклами разных видов, игр-драматизаций, постановок (развивают многие качества, необходимые для участия в спектаклях, реагировать на поведение партнеров, поощряют попытки детей уйти от стереотипов, будят творческую фантазию, воспитывают коллективизм).

Приемы:

ü организации и самоорганизации;

ü стимулирования и мотивации;

ü разнообразные приемы контроля.

Средства:

ü организация поисковой деятельности (оптимальный способ решения задачи)

ü учебного процесса;

ü проблемного изложения;

ü взаимных консультаций;

ü коллективного обсуждения результатов;

ü технические.

Место предмета в учебном плане

Особенности реализации программы

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5 класса. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Продолжительность занятия – 40 минут. Занятия проводятся в кабинете или на сцене.

60% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, игры, Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов. Для успешной реализации программы использованы Интернет-ресурсы.

Планируемые результаты освоения программы

Обучающиеся узнают:

- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

- виды и жанры театрального искусства (драма; комедия, трагедия; и т.д.);

- чётко произносить в разных темпах 6 скороговорок;

- наизусть стихотворения русских авторов.

- основные понятия по разделам «театральная игра», «культура и техника речи», «ритмопластика»

- основные правила работы с партнером на сцене.

Обучающиеся научатся:

- ориентироваться в сценическом пространстве;

- владеть основными навыками сценической речи;

- работать индивидуально и в коллективе;

- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

- строить диалог с партнером на заданную тему;

- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Прогнозируемые результаты реализации программы

Результаты третьего уровня: получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

- умение оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки.

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Результатами изучения курса является формирование следующих базовых учебных действий.

Регулятивные БУД:

Обучающиеся научатся:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные БУД:

Обучающиеся научатся:

- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные БУД:

Обучающиеся научатся:

- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

- промежуточный – конкурсы.

- итоговый – открытые занятия.

Формой подведения итогов считать: участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Список литературы

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение. 2000 г.

2. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М.: Просвещение. 2005 г.

3. Генералова И.А. «Театр» Пособие для дополнительного образования. 3 класс. – М.: Просвещение. 2010 г.

4. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. – М.: Вако, 2009 г.

5. Ершова А.П. Уроки театра в школе. – М.: Вако. 2009 г.

6. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М.: Вако. 2008 г.

7. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М.: Просвещение. 1995г.

8. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Авторская программа «Творчество. Театрализованные игры в школе» – М.: Просвещение. 2012 г.

9. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003.

10. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М.:Просвещение, 2005 г.

11. Никитина А.Б. Театр, где играют дети. Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов – М.: Просвещение, 2007 г.

12. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Просвещение. 2003 г.

Материально-техническое обеспечение

Технические средства обучения

1. Диски с музыкальным сопровождением.

2. Компьютер.

3. Проектор.

Наглядно-дидактическое обеспечение

Слайдовые презентации по темам:

1. «Театр нашего времени»

2. «Культура поведения в театре»

3. «Грим»

Оборудование1. Сценические костюмы.

2. Маски.
2023-04-07 16:56 2023