Алексеева С.С. Значение образовательного процесса для подготовки детей к школе в дошкольном учреждении
Библиографическое описание: Алексеева С.С. Значение образовательного процесса для подготовки детей к школе в дошкольном учреждении // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/75-1.pdf.
Подготовка детей к школе в детском саду является содержательным и индивидуальным процессом, который решает задачи становления у старших дошкольников основных компонентов школьной готовности. Сам процесс подготовки к школе заключается не в том, чтобы как можно скорее способствовать развитию ребенка. Основная цель этого процесса – это создать условия для каждого дошкольника, которые поспособствуют более полному раскрытию его возможностей и способностей.
В одной из своих работ Е.Е. Кравцова говорила следующее: «Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка». Важно отметить, что психологическая готовность к школе – исключительно важный и значимый аспект, но это лишь один из аспектов обозначенной задачи. Стоит иметь ввиду, что внутри одного из аспектов могут быть выделены и другие различные подходы.
Важно различатьспециальную и общую готовность ребёнка к учению в школе. Так, специальная готовностьопределяется наличием у него знаний, представлений и умений, составляющих сущность изучения основных предметов, как родной язык и математика.
Общая готовность определяется физическим и психическим развитием ребенка. Где физическая готовность – это хорошее состояние здоровья, выносливость и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, а также соответствующие возрасту антропометрические данные: рост, вес, окружность грудной клетки. Помимо это сюда входит и хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений для овладение письмом и др.
Психологическая готовность имеет составные компоненты – это личностная, волевая и интеллектуальная готовности. Так, дети имеют знания, которые связаны с жизнью людей и природой, их объём определён программой дошкольного учреждения. Здесь важно, чтобы дети овладели системой взаимосвязанных знаний, на таком «фундаменте» можно вести предметное обучение в школе.
Ключевой момент подготовки ребёнка к школе – это формирование мотивации, т.е. причины, по которым ребёнок стремится к деятельности, вызывающие активность и определяющие её направленность. Каждой возрастной ступени развития соответственно присущи свои виды деятельности, которые уже напрямую связанны с определённым поведением.
Таким образом, существует три основных этапа, по которым необходимо вести подготовку детей к школе:
1) Общее развитие – к моменту, когда ребенку предстоит стать школьником, его общее развитие должно соответствовать определенному уровню, в первую очередь очень важны память, интеллект и внимание.
2) Умение произвольно управлять собой – необходимо развить у ребенка дошкольного возраста умение сосредотачиваться довольно длительное время на том, что не вызывает интереса. А также очень важное и необходимое умение – это делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо.
3) Стимул к учению – здесь необходимо воспитать в ребенке действительную и глубокую мотивации, которая станет причиной его стремления к приобретению знаний.
Для того, чтобы сформировать у детей мотивы учения и положительное отношение к школе, воспитателям необходимо решить основные задачи – это формирование правильных представлений о школе и учении, положительного эмоционального отношения к школе и опыта учебной деятельности.
Так, для решения данных задач дошкольные учреждения использую такие методы и формы деятельности, как экскурсии в школу беседы о ней, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, игра в школу и др.
Также, важно отметить, что в дошкольных учреждениях работают психологи, логопеды, преподаватели иностранных языков и художественных дисциплин. Соответственно, дошкольное образование детей предусматривает обучение следующих умений: письму, счету, чтению, развитие концентрации внимания и усидчивости.
Большую роль в успешности обучения играет то, как ребенок воспринимает коллектив. Очень важно, чтобы ребенок видел социум не как конкурентную среду, где нужно постоянно соревноваться и где выживает сильнейший, а наоборот – как команду, которую объединяет единая цель, где царит дружеская атмосфера и др.
Таким образом, дошкольные учреждения при помощи наиболее эффективных методов и форм способствую всестороннему развитию детей, которое, в свою очередь, является необходимым для подготовки их к школе.
Список литературы
1. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в ДОУ / Т.И. Бабаева. – СПб, 1990. – 60 с.
2. Выготский Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1977. – 453 с.
3. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании / Н.К. Крупская. – М.: Учпедгиз, 1959. – 208 с.
4. Стригунова А.Г. Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях / А.Г. Стригунова // Молодой ученый. – 2016. – № 10 (114). – С. 1290-1293.
Шарифзода Ф. Актуальные проблемы современной педагогики. Книга 1 / Ф. Шарифзода. – Душанбе: Ирфон, 2009. – 459 с.