НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Левицкая О. К. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования

Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf


Левицкая О.К.

Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования

Уже обще известно педагогике, как науке, что общее недоразвитии речи, в любой степени её нарушений связано с проблемами мелкой моторики кисти руки, а тренировка тонких манипуляций пальцев руки имеет огромное значение не только на становление письменных навыков, но и на способность формирования правильной, грамотной речи ребёнка. Но, скажете Вы, ведь речь зависит не только от развития мелкой манипуляции, а и от дополнительного методического материала и будете абсолютно правы.
Работая с различным иллюстрированным материалом на логопедических мероприятиях, индивидуальных занятиях дошкольники развивают зрительно-моторные координации, происходит формирование и закрепление таких высших психических функций, как память, внимание, мышление, становление предпосылок к письму. Предположительно, что использование приема графического рисунка в коррекционной работе логопеда должна вестись в системе и опираться на индивидуальны особенности и подготовленности к успешной работе детей, имеющих логопатические нарушения.
Эффективная работа с детьми – логопатами воплощается в жизнь только в результате полиаспектного влияния, направленного на речевые и анатомические процессы. Значимость и успешность такой работы в больше мере определяется соблюдением общепедагогических и специальных коррекционных условий, а так как опора на визуальные образы улучшает качество работы педагога – логопеда, то их систематическое использование способствует развитию речевых ЗУН и позволяет наиболее чётким и доступными способом, достичь положительного эмоционального настроя детей для работы логопеда. Более подробно остановимся на наглядном моделировании.
Говоря о наглядном моделировании, как о методе работы логопеда с детьми, хотелось бы процитировать слова известного педагога, писателя К. Д. Ушинского «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Наглядное моделирование – это воспроизведение основных свойств анализируемого объекта, формирование его аналогов и работа с ними.
Актуальность применения метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР состоит в том, что:
1. Ребёнок в таком возрасте крайне пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с ОНР свойственна быстрая утомляемость и расконцентрированность по отношению к занятию. И данную возникающую проблему можно исправить через использование наглядного моделирования.
2. Применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс всех психических процессов – запоминания, усвоения материала, развивает умение использования приёмов работы с речевым аппаратом. Ведь одно из правил укрепление памяти гласит: «Изучая – дописывай, рисуй картинки, схемы, диаграммы, черти графики».
3. Используя графическую ассоциацию педагог формирует у детей умение замечать основное, систематизировать, анализировать и синтезировать приобретаемые навыки.
В основу метода положен принцип замещения: существующий объект изучения замещается другим ассоциативным предметом, его иллюстрацией, схематичным, каким-либо условным знаком. Модель предмета дает возможность создать образ основной, наиболее запоминающейся стороны объекта и отвлечься от несущественных сторон.
В своей работе педагог – логопед может использовать следующие виды наглядного моделирования:
1.Предметное моделирование – это символические изображения предметов (силуэты, контуры). Данные варианты наиболее понятны для визуального восприятия детей, так как модель ассоциативна объекту, воспроизводит его основные составляющие, размеры, нахождение предмета в пространстве.
2. Предметно-схематические модели - это упражнения, игры, занятия по распознаванию в абстрактных, необычных фигурах персонажей уже знакомых, ранее изученных произведений. Они представляют собой предмет – заместитель наряду с графическими символами (пиктограмма, геометрия).
3. Графические модели представлены в виде рисунков, схем (например, модели птиц, рыб, а также календари природы, плакаты, инфографика, интелектуальные карты). В ходе использования технологии моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью.
В качестве условных, аналогичных моделей - заместителей могут использоваться разные символы, например:
·          Геометрические фигуры;
·          Символические изображения предметов;
·          Планы и условные обозначения;
·          Контрастная рамка;
·          Силуэтные изображения;
·          Предметные картинки;
·          Пиктограмма;
·          Мнемотехника;
·          Карты ума (интелект карты);
·          Инфографические плакаты.
Наглядное моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания, формирования грамматического строя речи, развитию к предпосылкам обучения:
·          Различного вида составления рассказов;
·          Игры и упражнения логопедической направленности;
·          Занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста с ОНР.
На основе наглядного моделирования у детей формируются представления о структуре, построении высказывания, приёмах взаимосвязи частей речи в предложении. Дети учатся планировать, анализировать и обдумав формировать свою речь.
Развитие речи дошкольников с ОНР методом наглядного моделирования может проходить несколько этапов.
На первоначалном этапе дети учатся ориентироваться на плоскости листа, приобретая основы графических навыков, что позволяет развиться пространственному мышлению, вниманию, слуховому восприятию и функциям самоконтроля.
На втором этапе роль логопеда поверхностная, ненавящивая, так как центром внимания является становление умений ребенка самостоятельно работать с иллюстрированным материалом. Задания, в зависимости от успехов ребёнка, усложняются, например: предлагается не только самостоятельно изобразить графический материал, но и нарисовать его зеркально. Данные вариации заданий, которые подразумевают самостоятельную работу ребенка при активном пространственном восприятии, развивают и активизируют взаимодействие полушарий головного мозга. Закончив задание, ребенок по желанию может дорисовать и раскрасить свою работу, что позволяет развить его воображение, возбуждает фантазию, индивидуализирует цветовую гамму ребенка и побуждает к творчеству.
Последний этап требует большей самостоятельности и ответственности ребенка, дает возможность самовыражения и самореализации. Ребенок, помимо улучшения своего произношения, учится облекать свои мысли в приемлемую и понятную для окружающих форму с помощью, к примеру, устного рассказа по скопированной и дорисованной картинке или мини-сочинения. Некоторые дети пытаются самостоятельно составлять графические рисунки.
Методы наглядного моделирования в коррекционной работе педагог -логопед может использовать на любом этапе занятий, упражнений, так как опора на зрительное восприятие помогает легче и эффективнее справиться ребёнку с заданиями, создает успешные направления не только для формирования правильного звукопроизношения, но и развивает психические процессы, то есть носит комплексный характер.
Таким образом, использование метода наглядного моделирования позволяет решать многие задачи речевого развития, а в частности: облегчает детям овладение связной речью; ребёнок учится устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы, а личностная включенность ребенка в коррекционный процесс в значительной мере повышает эффективность логопедической работы.
2021