НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бочарова Е. С., Криволапова А. А. Роль педагогов ДОУ в организации преемственности школы и детского сада

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


Преемственность ДОУ и школы – это особая, сложная связь. Она подразумевает переход от одной ступени образования к другой, который осуществляется с сохранением и последующим постепенным изменением содержания, методов, форм, а также технологий воспитания и обучения. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых важных в образовании. Долгое время готовность к школе рассматривалась лишь как определённый объём полученных знаний и умений. Формированию фундаментальных личностных качеств, служащих основой успешности школьного образования, уделялось мало времени. В настоящее время необходим новый взгляд на решение проблемы преемственности, при котором дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребёнка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Разделённый на отдельные звенья, образовательный процесс утрачивает единство, что неизбежно сказывается как на формировании целостной, гармонично развитой личности, так и на качестве обучения в целом. Задача преемственности должна решаться одновременно и «снизу» и «сверху», а для этого нужны постоянные и прочные контакты между воспитателями дошкольных учреждений и учителями начальных классов.
Работа школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, взаимный обмен опытом, формирования у детей интереса к занятиям и учебной деятельности. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребёнка, а не накопления знаний. Помогает сохранять здоровье детей, и не ущемлять их право на образование, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику. Обеспечение непрерывности и преемственности образовательного процесса на всех ступенях обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждого ребёнка.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Так, воспитатели старших и подготовительных групп знакомят дошкольников с понятием «школа». Дети узнают: «что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена?». В каждой группе имеются доска, разнообразие счётного материала, касса с буквами, магнитные цифры и буквы, портфели, на некоторые занятия столы расставляются как парты. Педагоги знакомят их с понятием «первоклассник» и «ученик», через сюжетно-ролевые игры, а дети с удовольствием играют в школу, то, отображая роль учителя, то роль ученика.
. Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.
 И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Она направлена на просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам подготовки детей к школьному обучению. Предоставляются консультации по следующим темам: «Трудности адаптации ребёнка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника». Созданы памятки для родителей «Как развить у ребенка любовь к чтению», «Игра – это серьезно», «Воспитание добротой», в которых даются советы и рекомендации по развитию и воспитанию дошкольников в целях их успешной подготовки к школе. Работа с родителями ведётся на протяжении всего время пребывания детей в ДОУ.
Сегодня процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
·          на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;
·          школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей.
Литература.
1.       Калганова И.Н., Шевчугова Н.Е. «Преемственность дошкольного и начального образования» //Н.Ш. №2,2007,с.6.
2.       Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.

2021