Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Ильчук А.О., Антипин М.А. Реализация дифференцированного подхода на занятиях по физической культуре в суворовском училище

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf

Ильчук А.О. – преподаватель отдельной дисциплины (физическая культура) Пермского суворовского военного училища.
Антипин М.А. – старший преподаватель отдельной дисциплины (физическая культура) Пермского суворовского военного училища.
Аннотация: В статье рассматривается проблема реализации дифференцированного подхода на занятиях по физической культуре, рассказывается об особенностях учета и использования индивидуальных способностей и возможностей обучающихся, а также важности физической подготовки для военнослужащих.
Ключевые слова: Дифференцированный подход, физическая культура, комплекс упражнений.
Физическая культура является важным направлением системы физического воспитания, формирует необходимые прикладные знания, умения, качества, навыки, которые будут способствовать достижению объективной готовности обучающегося – суворовца к профессиональной деятельности будущего военнослужащего.
Уровень физической подготовки – это основной элемент боевой готовности будущего военнослужащего к выполнению боевых задач. Поэтому каждый суворовец должен обладать высоким уровнем физического развития.
Подходы дифференциации и индивидуализации помогают учесть индивидуальные особенности каждого учащегося, выявить сильные и слабые стороны в их физическом развитии [8, с.28].
Индивидуализация и дифференциация обучения являются важными составляющими учебного процесса, так как обучающиесяв своем развитии (как физическом, так и физиологическом) сильно отличаются друг от друга. Кроме того, они обладают разным уровнем физической подготовки, способностями к овладению двигательными действиями.
Дифференцированный подход представляет собой особую организацию учебного процесса в виде специальной методики обучения, применяемой для групп обучающихся с разным уровнем физической подготовки[2, с. 44–47].
К главным аспектам индивидуализации обучения относят:
·          дифференциацию учебного материала;
·          разработку систем заданий различного уровня трудности и объема;
·          разработка системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающих индивидуальные особенности каждого учащегося.
Реализуя методы индивидуализации и дифференциации в обучении, преподаватель должен: наблюдать за динамикой роста обучаемого, уметь подбирать подход как к каждому из обучающихся, так и к группам в целом.
В статье описан примерный комплекс упражнений по физической культуре, которые могут быть использованы в процессе урока. Упражнения подобраны на основе подходов дифференциации и индивидуализации обучения.
В соответствии с Наставлением по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов министерства обороны Российской Федерации. [8, с. 3-7] необходимо отметить, что структура занятия по физической культуре обязательно должна включать в себя три части:
ü Подготовительная часть– решение организационных моментов, а такжеподготовка организма обучающегося к предстоящим физическим нагрузкам (7-10 мин).
ü Основная часть – решает комплекс поставленных задач: овладение военно-прикладными навыками, развитие физических, специальных, морально-волевых качеств, а также формирование умений действовать в сложных ситуациях (35-40 мин).
ü Заключительная часть - помогает восстановить пульс, дыхание после нагрузок, включает в себя бег в медленном темпе, ходьбу, упражнения в глубоком дыхании, а также упражнения для расслабления мышц.
Для безопасности занятия необходимо осуществить проверку всего спортивного инвентаря, который будет использован.
В процессе занятия были использованы следующие приемы, помогающие произвести дифференциацию на уроках физической культуры [6, с. 31], а именно:
- показатели контрольных испытаний;
- психологические особенности;
- распределение обучающихся на подгруппы;
Для того, чтобы максимально эффективно управлять учебным процессом, вовремя вносить нужные коррективы в занятия перед началом выполнения каких-либо упражнений можно провести следующие тесты (см. Табл. 1):

Таблица 1.

Упражнения для оценки физической подготовки суворовец

Название

Ход выполнения

Оценка

Прыжок в длину с места
Оценивается уровень развития таких качеств как: быстрота и сила движения. Упражнение проводится на резиновой дорожке, размеченной через каждый сантиметр. Суворовец подходит к линии отталкивания, при этом, не переступая ее носками, затем принимает положение стойки ноги врозь. При замахе руками пятки от пола не отрываются.
Для выполнения данного упражнения дается три попытки, затем учитывается наилучший результат: «отлично» – 200м; «хорошо» - 190 м; «удовлетворительно» - 180 м; «неудовлетворительно» - если упражнение не выполнено или искажено
Упражнение на гибкость
Стойка – строевая, ноги не сгибаются, выполняется максимальный наклон туловища вперед до касания руками пола
Оценка проводится по амплитуде наклона: «отлично» - наклон до касания ладонями пола; «хорошо» - наклон до касания кулаками пола; «удовлетворительно» - наклон до касания пальцами пола; «неудовлетворительно» - если упражнение не выполнено или искажено.
Бег на 1 км
Оценивается уровень выносливости обучающегося. Проводится на ранее определенной дистанции.
Оценка производится в соответствии с оценочными таблицами: «отлично» - 3,40; «хорошо» - 3,55; «удовлетворительно» - 4,20; «неудовлетворительно» - если не выполнены требования на оценку удовлетворительно

Упражнения для тестирования могут меняться (выбор упражнений из НФП для СВУ и КК).
В результате все обучающиеся разделяются на три группы:
Группа № 1 - суворовцы, выполняющие нормативы на «отлично» и «хорошо».
Группа № 2 - суворовцы, выполняющие нормативы на «удовлетворительно».
Группа № 3 - суворовцы, выполняющие нормативы на "неудовлетворительно".
Для прослеживания динамики изменений в физической подготовленности суворовцев тестирование проводится в начале полугодий, данные тестирования заносятся в специальную таблицу (см. табл. 2).

Таблица 2.

Результаты тестирования суворовцев за 2017/18 учебный год

ФИО суворовца

1-е полугодие

2-е полугодие

Прыжок в длину с места
Упражнение на гибкость
Бег на 1 км
Прыжок в длину с места
Упражнение на гибкость
Бег на 1 км








Изучив индивидуальные особенности с помощью тестов, описанных выше, и, разделив суворовцев на подгруппы, физическая нагрузка распределяется среди обучающихся в соответствии с особенностями данных подгрупп.
Для урока упражнения подбираются таким образом, чтобы они имитировали элементы боевых действий:
1. Подтягивание на перекладине – помогает развивать силу и силовую выносливость. Такие качества помогут преодолевать на поле боя естественные и искусственные препятствия.
2.Наклон туловища из положения лежа на спине– развивает навыки преодоления препятствий и противодействий ему. Упражнение будет полезно для боевой и служебной деятельности военнослужащих всех специальностей.
3. Челночный бег 10х10 – учит суворовцев, в будущем, выполнять за максимально короткий срок и на максимальной скорости пробежки на поле боя с изменением направления движения.
В целях повышения общей физической подготовленности с обучающимися проводятся комплексные занятия, которые включают упражнения из разных разделов физической подготовки.
Для суворовцев, у которых показатели по каким-либо упражнениям отстают от норм, в конце занятия раздается домашнее задание в виде карточек для закрепления изученного материала. Такие карточки содержат правильную технику выполнения упражнений, а также таблицы, где суворовец записывает свои результаты. Карточки помогают сделать выводы о том, как возрастает уровень физического развития обучающегося, а также вносить необходимые коррективы в учебный процесс.
Повышение эффективности занятий за счет использования дифференциации и индивидуализации обучения на занятияхпо физической культуре – это решение целого комплекса задач, связанных с повышением качества учебного процесса. Очень важно исследовать особенности организации дифференцированного и индивидуального подходов, как важных условий оптимизации учебного процесса на занятиях по физической культуре.
Каждый обучающийся должен обладать необходимым уровнем физической подготовки. Физическая подготовка при формировании специальных навыков и умений – это постоянная, кропотливая, напряженная работа преподавателя, ведь, если суворовец справится со своей нагрузкой, то получит наивысшую степень удовлетворения от занятий, полюбит спорт и здоровый образ жизни, приобретет дальнейшую уверенность в себе, в своих силах, что в будущем, несомненно, поможет при прохождении военной службы.

Список литературы

1.                      Аристов Ю.М. Акселерация полового созревания и двигательная деятельность подростков / Теория и практика физической культуры. 2012. № 8. с. 44–47.
2.                      Бабанский Ю.К.Требования к современному уроку / Физическая культура в школе. 2011 №6. с.7–10.
3.                      Бандаков М.П. Дифференцированный подход к учащимся в процессе физического воспитания / Теория и практика физической культуры. 2011. № 5. с. 31–32.
4.                      Вяткин Б.А. Обучая, помните о типе нервной системы / Физическая культура в школе. 2012. № 1. с. 3–7.
5.                      Гужаловский А. А. Физическая подготовка школьника / Физкультура и спорт. 2013. № 6. с. 31.
6.                      Ишмухаметов М.Г. Дифференцированный подход на уроках физической культуры / Учебное пособие для ВУЗов. Г.Пермь. 1998.
7.                      Качашкин В.М. Физическое воспитание в школе / Пособие для учителей физической культуры. 2-е издание, М., Просвещение. 2013. с.28.
8.                      Наставление по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов министерства обороны Российской Федерации. 2004 с. 3-7.
2019