Актуальные вопросы начального общего образования

Черкова К. Г. Особенности формирования познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


В быстро развивающемся мире знаний особое внимание уделяется повышению качества усвоения знаний учащихся. Огромное значение в обучении школьников отводится урокам русского языка, так как эти уроки трудны для младших школьников.
Причинами того является отсутствие заинтересованности учащихся русским языком, а также сложность программы обучения и все вытекающие из этого последствия.
Очень важно, чтобы на протяжении всего обучения школьникам был интересен тот или иной урок, особенно когда речь идет об учениках младших классов, это обусловлено тем, что такие ученики еще не до конца осознают важность и необходимость в обучении. У них еще не выработана ответственность и поэтому их обучение строится первое время именно на интересе.
В первую, очередь, что должно быть сделано со стороны учителя - это создание комфортной, доверительной атмосферы на уроке, без страха отвечать возле доски, без страха выдать неправильный ответ или высказать свое мнение или предположение на тот или иной вопрос.
Особенно, это касается учеников, которые боятся учителей и боятся отвечать из-за какого-то негативного опыта с другим учителем или из-за каких-либо дефектов речи, например.
В этой ситуации очень важно положительно настроить ребёнка по отношению к себе и уроку: обращаться к ребёнку по имени, мягко реагировать на неправильный ответ, объяснить в чем была ошибка, поговорить с ребёнком наедине о его проблеме (дефект речи, непонимание предмета или конкретной теме, боязнь отвечать) и т.д.
Но в работе с такими учениками есть важное условие - им нужно давать время на адаптацию.
К следующему типу учеников относятся дети, которые могут периодически включаться в работу на уроке и очень активно себя проявлять, однако, их интерес и активность необходимо постоянно поддерживать, у них самих это сложно получается.
Приведем несколько примеров активизации. «Отсроченная отгадка». В начале урока учитель предлагает обучающимся загадку, отгадка которой будет открыта в процессе работы над новой темой.
Другой приём – «Опрос-кроссворд»: ученики заполняют кроссворд по изучаемой теме (подготовлен заранее самим учителем или его помощниками); «высшим пилотажем» можно назвать ситуацию, когда часть понятий кроссворда «готовит» новую тему [14].
Ученики этой группы, как правило торопятся дать поскорее ответ или закончить писать какую-либо работу, например контрольную, а еще часто не доводят дело до конца, например, могут не доделать домашнее задание на середине.
Таким образом, интерес таких детей необходимо постоянно подогревать и давать им время и возможность проявить себя, тогда они будут испытывать радость от своих успехов, от своих ответов и стремиться к этому все чаще.
Третий тип – это ученики с активной позицией, которые достаточно легко и быстро включаются в работу на уроке, всегда проявляют активность, первыми тянут руку для ответа и вызова к доске и т.д.
Учителям с данной группой лиц максимально легко, однако, нельзя их недооценивать и думать, что таким детям это дается легко, это в любом случае труд и постоянные усилия, просто они очень заинтересованы в учебе, результатах и поэтому выполняют все задания, берутся за дополнительные, могут даже начать изучать новую тему самостоятельно и сделать это вполне успешно.
Специальными приемами для таких учеников могут быть различные проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках.
Например, «проблемный диалог», когда, обсуждая предложенную учителем формулировку темы урока, школьники прогнозируют ее содержание.
Или «мозговой штурм», состоящий из следующих шагов: создание банка идей (обязательное правило – никакой критики!), анализ идей (поиск рационального зерна в каждом, даже самом фантастическом предложении, отбор наиболее продуктивных идей), представление результатов работы группы и дальнейший отбор предложенных идей экспертами. Часто при представлении идей рождаются новые предложения, которые тут же включаются в обсуждение.
Таким образом, важно на начальной стадии определить тип каждого ученика в классе и выработать к нему определённый подход, в таком случае работать на уроке комфортно будет всем как ученикам, так и учителю.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.       Андрюкова С.А., Будзинаускене А.А. Пути повышения качества образования в условиях начальной школы. / С.А. Андрюкова, А.А. Будзинаускене. 2015 – № 4. С. 26.
2.       Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. / В.К. Бахир. 2017. – № 5. С.26-30.
3.       Безруких М.М., Болотов В.А., Глобова Л.С. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2016. – С.528
4.       Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя –М.: Баласс, 2017.
5.       Грязнов Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / – Специалист.2017. № 2. С. 30–33, № 3. С. 31–35, № 4. С. 30–33., с.31

2021