НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Манина О. Б. Дидактические игры на уроках биологии

Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf


МБОУ «СОШ №4» Черногорск, Республика Хакасия
В статье показаны методические приёмы, способствующие мотивации учащихся, изучающих биологию в 6, 7 классе
«Заполни пробелы»
Предлагается текст – рассказ, в котором упоминаются различные растения. После названия растения в скобках указано задание – вопрос, на который необходимо ответить
Во второй половине августа наступает особый грибной сезон, а если эти дни выдадутся еще и дождливыми, то буквально за считанные дни леса порадуют изобилием грибов (Каких?). Поля продолжают одаривать спелыми урожаями. Яблоня (Семейство?) с глухим стуком роняет яблоки (Тип плода?), наполняя воздух августа спелым яблочным ароматом. Распускаются розы (Жилкование листьев?) и другие, выведенные цветы в саду самых разных замысловатых оттенков (Какие?). И вот теплым ветром срывает несколько листьев у березы (Способ распространения семян?), а за ней роняют листья вяз (Жизненная форма?) и липа (Жилкование листьев?) - первые признаки начала осени. Осень наступает еще с последних чисел августа, когда средняя температура воздуха опускается ниже +15° C. На березе (Способ опыления?) вместе с листопадом появляются первые желтые листочки. Роняет листья и черемуха (Вид соцветия?). Ночами стало холоднее, и хоть тепло еще долгое и ровное, расставания с летом не миновать. Дожди идут не часто, либо их может, вообще, не быть, но желтеющие с каждым днем листья все больше напоминают о приближающейся осени.
«Найдите фактические ошибки в тексте»
Игра может быть, как индивидуальной, так и командной. Её можно использовать при опросе или в качестве домашнего задания
Тема «Фотосинтез»
1.          Основным источником энергии для всех живых существ служит энергия солнечного света.
2.          Ее могут использовать клетки зеленых растений, животные клетки и некоторые бактерии.
3.          Биосинтез веществ с использованием световой энергии называется фотосинтез.
4.          Организмы, способные к фотосинтезу, называются гетеротрофами.
5.          В фотосинтезе различают световую и темновую фазы.
6.          В световой фазе в клетках растений образуется глюкоза.
7.          Кислород можно считать побочным продуктом фотосинтеза.
8.          Хлорофилл, способный взаимодействовать с квантами света, находится в особых органоидах – хромопластах.
9.          Органическое вещество растения крахмал, образуется из неорганических веществ – углекислого газа, кислорода и воды.
10.      Кислород выделяется как в световой, так и в темновой фазе.
11.      Фотосинтез – это процесс, от эффективности которого зависит урожай всех зеленый растений.
«Решить шараду»
1.       Лёгкий материал + богатый человек времён Богдана Хмельницкого (ТЮЛЬ+ ПАН)
2.       Предлог + кулинарное изделие + женское имя. (С+ПИРОГ+ИРА)
3.       Бурная беседа + союз. (СПОР +А)
«Ботаническая эстафета»
Назвать растения по цепочке, причём каждое последующее растение начинается с буквы, которой оканчивается предыдущее название растения
ОвёС– СоснА – АнанаС – Солодка
«Сделай десять шагов и на каждый шаг назови растение из семейства…»
Игра может быть использована при изучении темы «Отдел Покрытосеменные растения».
В 7 классе эту игру можно использовать при изучении экологических групп птиц, многообразии млекопитающих
«Сделай десять шагов и на каждый шаг назови животное из семейства…»
«Угадай живое существо»
Учитель загадывает животное. Учащиеся должны отгадать его название используя 10 вопросов. Ответом может быть «да», «нет», «невозможно ответить однозначно»
Ученик: состоит из многих клеток?
Учитель: нет.
Ученик: размножается половым путём?
Учитель: нет.
Ученик: имеет органоиды передвижения?
Учитель: невозможно ответить однозначно.
Ученик: передвигается с помощью псевдоподий?
Учитель: да.
Ученик: это амёба.
Такие игры способствуют формированию УУД: познавательных текст способствует расширению кругозора), коммуникативных (работа в команде), регулятивных (работа на время), личностных (при решении задания каждый участник вносит свой вклад). Игры способствуют развитию внимания у учащихся, формирует умения работать с текстом, находить главное.
2021