МБОУ «СОШ №4» Черногорск, Республика Хакасия В статье показаны методические приёмы, способствующие мотивации учащихся, изучающих биологию в 6, 7 классе «Заполни пробелы» Предлагается текст – рассказ, в котором упоминаются различные растения. После названия растения в скобках указано задание – вопрос, на который необходимо ответить Во второй половине августа наступает особый грибной сезон, а если эти дни выдадутся еще и дождливыми, то буквально за считанные дни леса порадуют изобилием грибов (Каких?). Поля продолжают одаривать спелыми урожаями. Яблоня (Семейство?) с глухим стуком роняет яблоки (Тип плода?), наполняя воздух августа спелым яблочным ароматом. Распускаются розы (Жилкование листьев?) и другие, выведенные цветы в саду самых разных замысловатых оттенков (Какие?). И вот теплым ветром срывает несколько листьев у березы (Способ распространения семян?), а за ней роняют листья вяз (Жизненная форма?) и липа (Жилкование листьев?) - первые признаки начала осени. Осень наступает еще с последних чисел августа, когда средняя температура воздуха опускается ниже +15° C. На березе (Способ опыления?) вместе с листопадом появляются первые желтые листочки. Роняет листья и черемуха (Вид соцветия?). Ночами стало холоднее, и хоть тепло еще долгое и ровное, расставания с летом не миновать. Дожди идут не часто, либо их может, вообще, не быть, но желтеющие с каждым днем листья все больше напоминают о приближающейся осени. «Найдите фактические ошибки в тексте» Игра может быть, как индивидуальной, так и командной. Её можно использовать при опросе или в качестве домашнего задания Тема «Фотосинтез» 1. Основным источником энергии для всех живых существ служит энергия солнечного света. 2. Ее могут использовать клетки зеленых растений, животные клеткии некоторые бактерии. 3. Биосинтез веществ с использованием световой энергии называется фотосинтез. 4. Организмы, способные к фотосинтезу, называются гетеротрофами. 5. В фотосинтезе различают световую и темновую фазы. 6. В световой фазев клетках растений образуется глюкоза. 7. Кислород можно считать побочным продуктом фотосинтеза. 8. Хлорофилл, способный взаимодействовать с квантами света, находится в особых органоидах – хромопластах. 9. Органическое вещество растения крахмал, образуется из неорганических веществ – углекислого газа, кислорода и воды. 10. Кислород выделяется как в световой, так и в темновойфазе. 11. Фотосинтез – это процесс, от эффективности которого зависит урожай всех зеленый растений. «Решить шараду» 1. Лёгкий материал + богатый человек времён Богдана Хмельницкого (ТЮЛЬ+ ПАН) 2. Предлог + кулинарное изделие + женское имя. (С+ПИРОГ+ИРА) 3. Бурная беседа + союз. (СПОР +А) «Ботаническая эстафета» Назвать растения по цепочке, причём каждое последующее растение начинается с буквы, которой оканчивается предыдущее название растения ОвёС– СоснА – АнанаС – Солодка «Сделай десять шагов и на каждый шаг назови растение из семейства…» Игра может быть использована при изучении темы «Отдел Покрытосеменные растения». В 7 классе эту игру можно использовать при изучении экологических групп птиц, многообразии млекопитающих «Сделай десять шагов и на каждый шаг назови животное из семейства…» «Угадай живое существо» Учитель загадывает животное. Учащиеся должны отгадать его название используя 10 вопросов. Ответом может быть «да», «нет», «невозможно ответить однозначно» Ученик: состоит из многих клеток? Учитель: нет. Ученик: размножается половым путём? Учитель: нет. Ученик: имеет органоиды передвижения? Учитель: невозможно ответить однозначно. Ученик: передвигается с помощью псевдоподий? Учитель: да. Ученик: это амёба. Такие игры способствуют формированию УУД: познавательных текст способствует расширению кругозора), коммуникативных (работа в команде), регулятивных (работа на время), личностных (при решении задания каждый участник вносит свой вклад). Игры способствуют развитию внимания у учащихся, формирует умения работать с текстом, находить главное.