Плахова А.В. Траектория профессионального развития современного учителя: ресурсы и возможности ЦОС
Библиографическое описание:
Плахова А.В. Траектория профессионального развития современного учителя: ресурсы и возможности ЦОС // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.
Цифровая образовательная среда, открытое информационное пространство – всё это даёт безграничные возможности педагогам и учащимся выбирать для себя источники знаний.
Сегодня важно, как педагогу, так и ученику владеть новой цифровой компетенцией. Педагог должен идти на шаг впереди и создавать условия для развития и формирования данной компетенции.
Ценность цифровой образовательной среды в том, что она способствует формированию многих важнейших качеств и умений, востребованных обществом XXI века и определяющих личностный и социальный статус современного человека: информационная активность и медиаграмотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию и решению творческих задач, готовность работать в команде, коммуникативность и профессиональная мобильность.
Начальной точной вхождения педагогов в ЦОС является готовность учителя к работе в цифровой среде. Речь идет не только об операционно-технологической готовности использовать работать в информационной системе, но и о факторе личного участия, личной заинтересованности педагога.
Что же дает ЦОС для школы:
- повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;
- расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
- снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;
- расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Таким образом, формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость.
Одним из возможных вариантов ЦОР это организация школьного виртуального образовательного пространства на одной из доступных платформ. Электронная школа подобна реальной, на ней размещаются уроки, курсы внеурочной деятельности, занятия ОДОД, предметные кейсы для учащихся, подготовка учащихся к школе. Раздел «Воспитательная работа» может включать в себя классные часы, информацию о конкурсах и олимпиадных движениях для учащихся.
Электронные ресурсы могут быть полезны не только для обучающихся, но и в процессе профессионального роста педагога, в процессе решения профессиональных задач. ЦОР могут является средством профессионального развития педагога.
Для организации эффективной работы с ЦОС возникает потребность в выявлении профессиональных дефицитов педагогов, появляется потребность в проведении диагностики. Одним из вариантов решения данной задачи является создание педагогического органайзера. При помощи его каждый учитель может прийти к пониманию, какой ресурс, выбор какого инструментария ему нужен. Основная идея органайзера - управление формированием профессиональных компетенций педагогов. Система позволяет не только обеспечить непрерывное повышение квалификации педагогов, но и произвести рейтинговую оценку уровня их компетенций.
В состав электронного органайзера входят ресурсы: диагностические инструменты оценки ИКТ-компетенций; программы постоянно действующих семинаров; ресурсы виртуальной учительской; служба наставничества; электронный конструктор уроков и внеурочных занятий; блок нормативных документов.
Идея органайзера в том, что каждый сектор будет иметь своё назначение. Первый сектор – определение профессиональных дефицитов на основе самоанализа. С помощью тестов и заданий для самооценки профессиональных компетенций педагог будет анализировать свои дефициты.
Следующий сектор «Виртуальная учительская», предназначенная для внутренней коммуникации педагогов школы. Развитие, наполнение и поддержка данного ресурса осуществляется силами всего педагогического коллектива и администрации школы. В содержание «учительской» включены текст профессионального стандарта, подробное описание ИКТ- компетенций, которые необходимы для создания электронных уроков, дистанционных курсов, кейсов - и их реализации в образовательном процессе, а также методические рекомендации для самооценки указанных компетенций.
Сектор «Служба наставничества» служит для коммуникации пар наставник- наставляемый. Включенность педагогов в школьное образовательное Интернет-пространство мотивирует их к дельнейшему профессиональному росту. Педагоги, успешно прошедшие обучение по всем модулям программы и добившиеся успеха на практике, становятся школьными наставниками.
Сектор «Электронный конструктор уроков» предназначен для методической помощи учителю в процессе проектирования урока в соответствии с ФГОС с использованием элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Так же возможно создание «сетевого портфолио», где учителя смогут видеть достижения друг друга и на основе этого создается обратная связь и опыт профессиональной оценки через информационный ресурс.
В завершении следует отметить, что цифровая образовательная среда - явление сложное, поэтому существует значительное разнообразие мнений о ее сущности, в которых можно видеть их отражение. Безусловно ее развитие способствует совершенствованию содержанию профессиональной деятельности педагога. Современные информационные технологии функционируют в тесном взаимодействии с информационной образовательной средой, а технические средства считаются ее ключевым компонентом.
Список литературы:
1. Аствацатуров Г. О. Как учителю меняться в условиях цифровой школы? [Электронный ресурс]: статья, опубликованная 15.06.2018. URL: https://pedsovet.org/beta/article/kak-ucitelu-menatsa-v-usloviah-cifrovojskoly?ref=teacher_marafon&utm_source=foxford&utm_medium=email&utm_campaign=teacher_marafon&utm_content=letter2_article2 (дата обращения: 02.05.2023).
2. Богдановская И.М., Зайченко Т.П., Проект Ю.Л. «Информационные технологии в педагогике и психологии: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2015. – 304с.
3. Стариченко Б.Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога. [Электронный ресурс]: статья, опубликованная в журнале «Педагогическое образование в России», 2015 выпуск № 7, С.6-15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-standart-i-ikt-kompetentsii-pedagoga?ysclid=lh66ooj6cs536573848 (дата обращения: 01.05.2023).