НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ревина И. В. Занятие в старшей группе на тему «Семья. Семейные традиции»

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf

Программные задачи:
Образовательные:
- обобщать, систематизировать и расширять знания детей о семье, родственных отношениях;
- способствовать формированию у детей навыков составлять короткий рассказ о семье, называя имена и отчества родных;
- активизировать и обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о семейных традициях:
- развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь;
- способствовать развитию детского творчества в процессе продуктивной деятельности;
- обеспечивать развитие умения обобщать и делать элементарные выводы.
Воспитательные:
- приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа,
- воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу;
- воспитывать доброе и заботливое отношение к членам своей семьи, интерес к семейным традициям;
- воспитывать желание активно участвовать в ходе занятия, умение смело отвечать на вопросы.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Предварительная работа: Беседы «Моя семья». Разучивание загадок, стихов, песен о семье. Рисование «Моя семья». Чтение русских - народных сказок, видеозапись детских рассказов о семье, оформление фотовыставки «Моя семья», знакомство с традициями русского народа.
Материалы и оборудование: Выставка семейных фотографий, фонограмма песни на вход детей, цветок с лепестками, загипсованный в кашпо; игрушка кошка; кукла в ванночке, пеленка, кровать, монетки, уголёк и зерно; хлеб-соль из солёного теста и рушник; свечка; веник и отдельная веточка от веника; украшения для веника; тарелочка с яблоком; сердечки на подарок детям.
Ход занятия:
1 этап – Организационно-мотивационный этап.
Под фонограмму песни «Под крышей дома твоего» дети входят в группу.
Воспитатель загадывает загадку:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
2этап - постановка задачи, подведение к деятельности.
- Как вы думаете, для чего человеку нужна семья? ( Ответы детей) (слайд №1 – семья)
-Для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга. Заботиться, о младших и стареньких. А ещё для того, чтобы не быть одиноким. Человеку плохо и тоскливо жить одному.
-Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что у вас у всех есть папы и мамы и вы живете дружно и счастливо. Семьи бывают разные, главное, чтобы в семье все друг друга уважали и любили.
3этап - решение задач деятельности
Семью почитали еще с древних времен, народ сложил много пословиц о семье.
-А вы знаете пословицы о семье? (да) Сейчас мы будем составлять цветок вот из этих лепестков. Но прежде, чем прикрепить лепесток, нужно произнести пословицу о семье.
-Что написано в середине цветка? (семья)
Дети произносят пословицы и собирают цветок.
- Отец и мать цены не имеют.
- При солнышке тепло, при матери - добро.
- Нет милее дружка, чем родная матушка.
- В родной семье и каша слаще.
- В семье лад, так не нужен и клад.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Хорошая семья – традициями крепка
- В семье, где нет согласия, добра не бывает.
- Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
- Отец наказывает, отец и хвалит.
- У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
-Красивый у нас получился цветок? Давайте поставим его в вазу.
-А сейчас игра: «Назови правильно».
1. Нет в квартире грязи, хлама,
Убрала всё чисто… (мама)
2. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)
Пальчиковая игра «Моя семья».
-Ребята, пройдите пожалуйста на стульчики (дети проходят и садятся перед мультимедийной доской)
-Семьи все разные. Они отличаются друг от друга своими традициями, которые передаются из поколения в поколение.
- Традиции – основа семьи.
- Но что такое традиции?
Дети:
– это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми.
- Какие традиции вы знаете?
- встреча гостей, гостеприимство – слайд №2
- хранение семейных реликвий (предметы, которые передаются из поколения в поколение: фото, награды, украшения, обереги - слайд №3
- организовывать отдых (выезд на природу ) – слайд №4
-проводить семейные праздники вместе (Новый год, день рождения) –слайд №5
-воскресный обед за общим столом – слайд №6
-чтение перед сном – слайд №7
-помогать друг другу, заботиться о стариках и детях – заботиться о стариках и детях – слайд №8
Воспитатель: Наверное у каждого в семье есть традиция, собирать и хранить фотографии.
Есть в доме любом семейный альбом
Как в зеркале, мы отражаемся в нём
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Их много и старых и новых –
У нас у семейства большого.
- Давайте послушаем ваши рассказы о семье и семейных традициях, которые мы заранее записали на видео (дети смотрят на мультимедийной доске)
Физминутка:
• Те, у кого есть старший брат - похлопайте в ладоши.
• У кого есть брат или сестра - помашите над головой рукой.
• Кто помогает дома близким – попрыгайте.
• У кого в семье живут домашние животные - сделайте приседание.
• Кто очень любит свою семью – помаршируйте.
-Катись яблочко по тарелочке, возврати нас в прошлое! (катает яблоко по тарелочке) -слайд №9- русские люди
- У наших предков на Руси тоже было много традиций, например встречать гостей хлебом-солью. Показываю детям хлеб-соль. Что это за традиция? Раньше гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел.
-Кто может рассказать о традиции, связанной с этим животным? Кто-нибудь догадался? (ответы детей) Да, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.
-А об этой традиции я расскажу вам сама. Подойдите и встаньте вокруг стола (показываю младенца в ванночке с водой и предметы: уголёк, зерно, монетку). На Руси, купая младенца, опускали в ванночку эти предметы. Что это? Как вы думаете для чего люди делали это?
Опуская предметы в воду приговаривали.
- Уголёк - Пусть всегда в доме будет тепло.
- Зерно - Будь всегда сыт.
- Монета - Будь всегда богат.
Предложить завернуть младенца в пелёнку и унести его в кроватку.
-А теперь подойдите все ко мне (предлагает подойти к следующему столу и показывает веник), предлагает ребенку его сломать, у него не получается, предлагает сломать ветку, получается с легкостью. Объясняет, что если человек одинок, как эта веточка, ему в жизни тяжело приходится. А если у человека есть близкие люди и родственники, то он силен и никакие трудности ему не страшны.
Наша группа — тоже семья (слайд – общее фото группы) И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает вся группа.
Наша группа – наш общий дом, который тоже надо беречь, чтобы в ней был лад да уют. Я предлагаю вам сделать оберег для нашей группы, украсив вот этот веник. Пусть каждый добавит что-то своё, внесет частичку своего тепла в этот оберег.
Дети и воспитатель обсуждают символы украшений и выполняют работу. Можно прикрепить к венику искусственный цветок мака (исполняет желания) или подсолнуха (символизирует солнце). Вокруг веника повесить чеснок и сухой красный перец (пусть они оградят нас от зла). Колосья и кукуруза (дают здоровье). Приклейте желуди и шишки как символы трудолюбия и достижения успеха, орехи (символ ума). Дети украшают веник.
Пусть этот веник хранится у нас в группе и приносит нам счастье, здоровье и благополучие.
4 этап - рефлексия
«Добрые детки – дому венец, а плохие детки – дому конец», так говориться в мудрой пословице! - Я думаю, вы вырастите добрыми, отзывчивыми, чуткими. Всему этому нужно учиться каждый день, всегда прислушиваться к тому, что советуют ваши родные и близкие люди и тогда, я уверенна, всё будет хорошо
(слайд №7 – смеющиеся дети)
- А вы знаете, не нужно откладывать добрые дела на потом. Начинаем творить добро прямо сейчас с самого простого - с добрых пожеланий друг другу.
- Сейчас я возьму свечку, и мы будем его передавать из рук в руки по кругу и говорить пожелания рядом стоящему.
- Можно я начну? Я желаю, чтобы на вашем жизненном пути, встречались только добрые, чуткие люди.
Дети: Пусть не болеют ваши родные; растите умными; пусть в вашей семье будут только радостные события; пусть в вашем доме будет много друзей и всегда будет весело; пусть родители любят вас; будьте счастливы; будьте добрыми и отзывчивыми; пусть всё вокруг будет красивым,пусть не будет войны на Земле; любите друг друга.
-Дарю вам вот такие сердечки, пусть они приносят вам любовь, радость и счастье.
2020