Программные задачи: Образовательные: - обобщать, систематизировать и расширять знания детей о семье, родственных отношениях; - способствовать формированию у детей навыков составлять короткий рассказ о семье, называя имена и отчества родных; - активизировать и обогащать словарный запас детей. Развивающие: - развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о семейных традициях: - развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; - способствовать развитию детского творчества в процессе продуктивной деятельности; - обеспечивать развитие умения обобщать и делать элементарные выводы. Воспитательные: - приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа, - воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу; - воспитывать доброе и заботливое отношение к членам своей семьи, интерес к семейным традициям; - воспитывать желание активно участвовать в ходе занятия, умение смело отвечать на вопросы. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие. Предварительная работа: Беседы «Моя семья». Разучивание загадок, стихов, песен о семье. Рисование «Моя семья». Чтение русских - народных сказок, видеозапись детских рассказов о семье, оформление фотовыставки «Моя семья», знакомство с традициями русского народа. Материалы и оборудование: Выставка семейных фотографий, фонограмма песни на вход детей, цветок с лепестками, загипсованный в кашпо; игрушка кошка; кукла в ванночке, пеленка, кровать, монетки, уголёк и зерно; хлеб-соль из солёного теста и рушник; свечка; веник и отдельная веточка от веника; украшения для веника; тарелочка с яблоком; сердечки на подарок детям. Ход занятия: 1 этап – Организационно-мотивационный этап. Под фонограмму песни «Под крышей дома твоего» дети входят в группу. Воспитатель загадывает загадку: Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится? (Семья) 2этап - постановка задачи, подведение к деятельности. - Как вы думаете, для чего человеку нужна семья? ( Ответы детей) (слайд №1 – семья) -Для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга. Заботиться, о младших и стареньких. А ещё для того, чтобы не быть одиноким. Человеку плохо и тоскливо жить одному. -Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что у вас у всех есть папы и мамы и вы живете дружно и счастливо. Семьи бывают разные, главное, чтобы в семье все друг друга уважали и любили. 3этап - решение задач деятельности Семью почитали еще с древних времен, народ сложил много пословиц о семье. -А вы знаете пословицы о семье? (да) Сейчас мы будем составлять цветок вот из этих лепестков. Но прежде, чем прикрепить лепесток, нужно произнести пословицу о семье. -Что написано в середине цветка? (семья) Дети произносят пословицы и собирают цветок. - Отец и мать цены не имеют. - При солнышке тепло, при матери - добро. - Нет милее дружка, чем родная матушка. - В родной семье и каша слаще. - В семье лад, так не нужен и клад. - Вся семья вместе, так и душа на месте. - Хорошая семья – традициями крепка - В семье, где нет согласия, добра не бывает. - Родители трудолюбивы — и дети не ленивы. - Отец наказывает, отец и хвалит. - У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед. - В гостях хорошо, а дома лучше. -Красивый у нас получился цветок? Давайте поставим его в вазу. -А сейчас игра: «Назови правильно». 1. Нет в квартире грязи, хлама, Убрала всё чисто… (мама) 2. Кто научит гвоздь забить, Даст машину порулить И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым? Все вы знаете, ребята, — Это наш любимый... (папа) Пальчиковая игра «Моя семья». -Ребята, пройдите пожалуйста на стульчики (дети проходят и садятся перед мультимедийной доской) -Семьи все разные. Они отличаются друг от друга своими традициями, которые передаются из поколения в поколение. - Традиции – основа семьи. - Но что такое традиции? Дети: – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. - Какие традиции вы знаете? - встреча гостей, гостеприимство – слайд №2 - хранение семейных реликвий (предметы, которые передаются из поколения в поколение: фото, награды, украшения, обереги - слайд №3 - организовывать отдых (выезд на природу ) – слайд №4 -проводить семейные праздники вместе (Новый год, день рождения) –слайд №5 -воскресный обед за общим столом – слайд №6 -чтение перед сном – слайд №7 -помогать друг другу, заботиться о стариках и детях – заботиться о стариках и детях – слайд №8 Воспитатель: Наверное у каждого в семье есть традиция, собирать и хранить фотографии. Есть в доме любом семейный альбом Как в зеркале, мы отражаемся в нём Пускай не всегда мы красивы, Зато эти фото правдивы. Хранится альбом в нашем доме, И снимки хранятся в альбоме. Их много и старых и новых – У нас у семейства большого. - Давайте послушаем ваши рассказы о семье и семейных традициях, которые мы заранее записали на видео (дети смотрят на мультимедийной доске) Физминутка: • Те, у кого есть старший брат - похлопайте в ладоши. • У кого есть брат или сестра - помашите над головой рукой. • Кто помогает дома близким – попрыгайте. • У кого в семье живут домашние животные - сделайте приседание. • Кто очень любит свою семью – помаршируйте. -Катись яблочко по тарелочке, возврати нас в прошлое! (катает яблоко по тарелочке) -слайд №9- русские люди - У наших предков на Руси тоже было много традиций, например встречать гостей хлебом-солью. Показываю детям хлеб-соль. Что это за традиция? Раньше гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел. -Кто может рассказать о традиции, связанной с этим животным? Кто-нибудь догадался? (ответы детей) Да, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом. -А об этой традиции я расскажу вам сама. Подойдите и встаньте вокруг стола (показываю младенца в ванночке с водой и предметы: уголёк, зерно, монетку). На Руси, купая младенца, опускали в ванночку эти предметы. Что это? Как вы думаете для чего люди делали это? Опуская предметы в воду приговаривали. - Уголёк - Пусть всегда в доме будет тепло. - Зерно - Будь всегда сыт. - Монета - Будь всегда богат. Предложить завернуть младенца в пелёнку и унести его в кроватку. -А теперь подойдите все ко мне (предлагает подойти к следующему столу и показывает веник), предлагает ребенку его сломать, у него не получается, предлагает сломать ветку, получается с легкостью. Объясняет, что если человек одинок, как эта веточка, ему в жизни тяжело приходится. А если у человека есть близкие люди и родственники, то он силен и никакие трудности ему не страшны. Наша группа — тоже семья (слайд – общее фото группы) И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает вся группа. Наша группа – наш общий дом, который тоже надо беречь, чтобы в ней был лад да уют. Я предлагаю вам сделать оберег для нашей группы, украсив вот этот веник. Пусть каждый добавит что-то своё, внесет частичку своего тепла в этот оберег. Дети и воспитатель обсуждают символы украшений и выполняют работу. Можно прикрепить к венику искусственный цветок мака (исполняет желания) или подсолнуха (символизирует солнце). Вокруг веника повесить чеснок и сухой красный перец (пусть они оградят нас от зла). Колосья и кукуруза (дают здоровье). Приклейте желуди и шишки как символы трудолюбия и достижения успеха, орехи (символ ума). Дети украшают веник. Пусть этот веник хранится у нас в группе и приносит нам счастье, здоровье и благополучие. 4 этап - рефлексия «Добрые детки – дому венец, а плохие детки – дому конец», так говориться в мудрой пословице! - Я думаю, вы вырастите добрыми, отзывчивыми, чуткими. Всему этому нужно учиться каждый день, всегда прислушиваться к тому, что советуют ваши родные и близкие люди и тогда, я уверенна, всё будет хорошо (слайд №7 – смеющиеся дети) - А вы знаете, не нужно откладывать добрые дела на потом. Начинаем творить добро прямо сейчас с самого простого - с добрых пожеланий друг другу. - Сейчас я возьму свечку, и мы будем его передавать из рук в руки по кругу и говорить пожелания рядом стоящему. - Можно я начну? Я желаю, чтобы на вашем жизненном пути, встречались только добрые, чуткие люди. Дети: Пусть не болеют ваши родные; растите умными; пусть в вашей семье будут только радостные события; пусть в вашем доме будет много друзей и всегда будет весело; пусть родители любят вас; будьте счастливы; будьте добрыми и отзывчивыми; пусть всё вокруг будет красивым,пусть не будет войны на Земле; любите друг друга. -Дарю вам вот такие сердечки, пусть они приносят вам любовь, радость и счастье.