НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Денисова Л.П. Стратегии родительского поведения в развитии творческих способностей ребенка

Библиографическое описание:
Денисова Л.П. Стратегии родительского поведения в развитии творческих способностей ребенка // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

Каждый ребенок по-своему талантлив, и в его развитии роль родителей является определяющей.

Правильная позиция взрослого, который считает, что ребенка обязательно надо поощрять и хвалить, так как он должен испытать радость познания.

Мой опыт работы с детьми и родителями показывает, что часто родители допускают следующие ошибки: сравнивают своих детей с собой или с другими («а я в твоем возрасте» или «вот Петя»). Забывая, что надо анализировать и сравнивать успехи или неудачи самого ребенка и увидеть логику развития внутреннего роста.

Если же родители обнаружили у своего ребенка способности в какой- либо области талантов, то нужно помочь ребенку их развить с помощью личностно-ориентированного подхода.

Качества талантливого ребенка:

- Любознательность (познавательная потребность). Жажда интеллектуальной стимуляции и новизны. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасаемой исследовательской активности.

- Способность выявить проблемы, задавать вопросы.

- Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется при решении и учебных, и жизненных задач.

- Словарный запас. Большой словарный запас — результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для творческих детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

- Способность к оценке — прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

- Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

- Способность рассуждать и мыслить логически. Определяет способность ребенка к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умению стройно излагать свои мысли.

- Настойчивость (целеустремленность). Это стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

- Требовательность к результатам собственной деятельности. Ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Родители ответственны за создание безопасной среды и безопасных вещей (игрушек, предметов) для познания детей, а также за определенный контроль и внимание. Детям необходим стимул, похвала. Родители должны отмечать успехи ребенка, а также и ошибки.

В развитии творческих способностей для ребенка большое значение отводится игре. Бессознательно играя, ребенок осваивает формы и величины предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает слова-сигналы. Вступая в контакт с окружающим миром, он реагирует, координирует движения, наблюдает и запоминает, пополняя свой кругозор. В играх у детей синхронно функционируют три составляющие: подсознание, разум, фантазия. Игры, особенно самостоятельные и непринужденные, очень важны для умственного и эмоционального развития детей, а также для формирования у них навыков общения. Игры-смекалки на развитие логического мышления, памяти и внимания, обучающие игры, которые помогут развить память, внимание и сообразительность вашего ребенка, научат его считать и рисовать. Главное предназначение игр - это развитие ребенка, помощь в росте того, что в нем заложено и выявлено, и что выводит его на творческий путь.

Родители должны уделять время своему ребенку дошкольнику:

Наблюдайте за ребенком. Это поможет вам распознать его склонности и развить его природный потенциал. Чем раньше вы сделаете выводы в данном направлении, тем успешнее будет двигаться по пути развития ребенок. В вопросах развития творческих способностей ребенка родители должны опираться на индивидуальные способности ребенка и его желания. Хвалите ребенка. Для того чтобы успешно развивать способности ребенка, необходимо сформировать положительное представление ребенка о себе. Для этого необходимо как можно чаще акцентировать его хорошие стороны.

Никогда не ругайте ребенка за интеллектуальные неудачи - только за плохую самодисциплину: не убрал, не сел за уроки вовремя, не доделал задание и прочее, связанное с плохой организацией деятельности.

Окружите ребенка любовью. Родительская задача состоит в том, чтобы их ребенок вырос здоровым, благоразумным и порядочным.

Хороший пример родителей самое лучшее средство для развития талантов у ребенка. Подобным образом и родители, выражая свою любовь лаской и добрым словом, помогают детям расти психически и эмоционально здоровыми и крепкими. Роль родителей в воспитании детей, в развитии их способностей неоценима. Не скупитесь проявлять любовь к своему ребенку. Проводите с ним время, воспитывайте и обучайте его. Это принесет счастье и радость как вам, так и вашим детям.

Литература:

1.Босякова С.Н. Л. В. Болотная «Работаем с талантливыми детьми» / С. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. - № 2.

2.Галянт, И. «Проблемы развития детской одаренности» «Дошкольное воспитание». - 2010. - № 6.

3.Гердт, Н. «Интеграция искусства: путь становления художественной культуры и творческой одаренности детей» «Дошкольное воспитание». - 2009. - № 7.

4.Гильбух, Ю.З. «Внимание: одаренные дети» М, 1991.
2023