НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Конькова Ю.В. Развитие творческой личности в ДОУ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, т. к. именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является сензитивным для развития и формирования творческой личности.

В области дошкольного образования вопросы творчества и его развития исследовали такие педагоги и психологи как Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О. М. Дьяченко, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и другие. В своих работах они указывали на необходимость развития творчества детей, в том числе и изобразительного.
Отечественные ученые рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно объективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет, но субъективная ценность его значительна.
Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности, оно характеризуется непосредственностью, свежестью выражения.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Словарь психологии под редакцией А.В. Петровского определяет понятие: творчество – как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью [Петровский, 1990: 393]
Креативность, или творческая способность, активно стала изучаться после опубликования работ Гилфорда, его кубообразной модели структуры интеллекта, когда он выделил: 1) конвергентное мышление, которое идет по определенному руслу и находит одно решение и 2) дивергентное мышление (или творческое мышление), которое допускает вариативные пути решения проблем, приводит к неожиданным результатам [Решетников, 1996: 158].
Творческие способности характеризуются:
1)       пластичностью, т.е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;
2)       подвижностью, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной – единственной точкой зрения;
3)       оригинальностью, они порождают неожиданные, небанальные, непривычные решения.
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.
Выдающийся исследователь в области советской психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть [Выготский, 1986: 167].
Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры. Исследования и педагогический опыт убедительно показывают, что эти два вида отношений ребенка не тождественны. При вполне благоприятном или, как говорят, положительном сюжете могут проявляться (и явно, и скрыто) весьма неблагополучные реальные взаимоотношения. Дети как бы выходят (временно) из игры, превращаясь в обыкновенных мальчиков и девочек, и действуют не согласно требованиям сюжета, а так, как они привыкли действовать в быту – в зависимости от уровня воспитанности.
Чем старше становятся дети, тем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, ставить цель и выбирать средство для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами.
Игра возникает не самопроизвольно, как продукт чисто индивидуального творчества, а под влиянием социального окружения, в результате усвоения ребенком социального опыта. В старшем дошкольном возрасте игра детей развивается как разнообразная, активная, творческая деятельность, в которой осваиваются впечатления жизни и формируются все стороны личности ребенка.
Л.С. Выготский подметил появление у детей старшего дошкольного возраста замысла, что означает переход к творческой деятельности. У ребенка в старшем возрасте уже развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности. Появление замысла связано с развитием творческого воображения [Выготский, 1991: 158].
Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов.
Библиография.
1.Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский - М., 1986. – 320с.
2.Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст] /Л.С. Выготский М., 1991 – 268с.
3.Теплов, Б.М. Способности и одаренность. [Текст] /Б.М. Теплов // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- 1991. -№ 1(5). С. 28-34.
4. Решетников, Т.Е. Развитие творческих способностей. [Текст] / Т.Е. Решетников. – М., 1996 - 186с.
5. Психология. Словарь. /Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / М.: Политиздат, 1990 – 494 с.
8-900-051-25-91 т.
Julya0113@mail.ru
2017