Библиографическое описание:
Зеленина Л.Е., Иванова Т.М., Патеева А.Х., Храмова Т.М. К вопросу о важности применения медиативного подхода в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
В современном российском обществе институт медиации является относительно молодым. Со времени вступления в силу Федерального Закона № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (“процедуре медиации”) » прошло не так много времени, однако можно с уверенностью сказать, что медиация стала неотъемлемой составной частью отечественной правовой культуры.
Для каждого человека вопрос, касающийся получения образования, является одним из первостепенных. Именно поскольку в сфере образования возможно возникновение чрезмерных эмоций, и как следствие, возможен высокий уровень конфликтности.
Конфликтные ситуации в общеобразовательном учреждении могут возникать как между учениками, так и между учениками и учителями, родителями и учителями и т. д. В этом случае архиважно выбрать действенную модель поведения, позволяющую благополучно разрешить возникший конфликт.
Дети младшего школьного возраста также могут сталкиваться с конфликтными ситуациями, поскольку именно в этот период школьники учатся коммуницировать в коллективе, делают шаги ко взрослой жизни. Как следствие, именно в этот промежуток времени необходимо акцентировать внимание младших школьников на имеющуюся возможность и необходимость конструктивного решения возникающих конфликтов. Очевидно, что гораздо легче предупредить конфликт, а, следовательно, главенствующая роль должна отводиться профилактике конфликтов.
Несомненно, с целью урегулирования конфликтов, а также для сглаживания последствий конфликтных ситуаций необходимо подключать всевозможные средства для разрешения возникших разногласий.
Любое развитое общество предполагает умение разрешать возникающие споры и возможность благополучно справиться с конфликтными ситуациями.
Положительный эффект на действенность защиты прав участников отношений оказывает наличие нескольких вариантов процедур урегулирования возникающих споров, что способствует выбору наиболее приемлемого механизма, позволяющего разрешить конфликтную ситуацию. Среди возможных вариантов урегулирования конфликтов особое место занимает процедура медиации, под которой в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) " понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения [1].
Медиация в образовании - это и инновационная методика, и учебная технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы [2].
Важно помнить, что процедура медиации базируется на принципах, которые неукоснительно должны соблюдаться:
- принцип добровольности участия сторон, действующий на всех этапах процесса медиации;
- принцип конфиденциальности, заключающийся в неразглашении информации, которая относится к процедуре медиации;
- принцип сотрудничества и равноправия сторон, предполагающий право на выбор медиатора, на высказывание своих доводов;
- принцип беспристрастности и независимости медиатора, заключающийся в его объективности и справедливости.
Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн) [3] определяют метод школьной медиации как инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров. Следует особо подчеркнуть, что данный метод базируется на человекоцентристском подходе и именно этот факт говорит о возможности эффективной работы с субъектами, которые принимают участие в воспитании ребенка.
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 № 996-р, правовые механизмы реализации Стратегии включают такой компонент как развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми [4].
Особо стоит подчеркнуть роль профилактических мероприятий, направленных на предупреждение конфликтов. К таковым, к примеру, можно отнести:
- организацию и проведение массовых мероприятий, являющихся эффективными формами досуговой деятельности, среди младших школьников. Так, в МБОУ г. Астрахани «Гимназия № 4» ежегодно организуются такие мероприятия внеучебной деятельности как фестиваль «Твоя сказка»; праздничные программы, приуроченные Международному дню семьи; флешмобы, посвященные творчеству поэтов; акции, посвященные Дню Победы; тематические классные часы и другие, в которых максимально задействованы ученики начальной школы;
- функционирование кружков и секций, способствующих созданию условий для формирования творческих способностей подрастающего поколения и, как следствие, помогающее сплотить коллектив и выстроить правильную модель поведения;
- использование метода положительного примера, закрепляющего положительные навыки и привычки, призванного организовать образец деятельности, предполагающего стремление младшего школьника копировать в своем поведении действия, которые кажутся ему значительными и другие мероприятия.
Особо стоит отметить, что личность учителя, наставника оказывает огромное влияние на младших школьников. То каким образом учитель выстраивает взаимоотношения с другими учениками, является примером для воссоздания отношений между учениками. Важной задачей учителя в данном случае является его умение научить детей навыкам позитивного мышления и конструктивного поведения в конфликте, а в отдельных случаях- выступать и в качестве посредника для урегулирования конфликта, возникшего в школьной среде.
Несомненно, к числу мероприятий, проводимых в Астраханской области и направленных на распространение знаний о медиативных технологиях, а также профилактику конфликтных ситуаций, в том числе в начальной школе, можно отнести ежегодную региональную научно-практическую конференцию «Медиация как альтернатива конфронтации», проводимую Межрегиональным центром медиации и правового просвещения ГБПОУ Астраханской области «Астраханский колледж вычислительной техники», в рамках которой ученые, юристы, представители общеобразовательных учреждений и студенческого сообщества обсуждают фундаментальные вопросы применения медиативных технологий и примирительных процедур при разрешении споров и конфликтов. А основными целями данного мероприятия является интеграция результатов работы зарубежных и российских специалистов в сфере медиации; применение медиативных и восстановительных технологий в образовательных учреждениях, в различных сферах общественной жизни; поиск совместных направлений исследований и укрепление научного сотрудничества, направленного на развитие культуры согласия в обществе; определение приоритетных направлений для исследований в сфере медиации.
Только в результате совместных усилий педагогов, психологов, медиаторов появляется возможность конструктивного разрешения возникающих в образовательных учреждениях споров, а в наилучшем случае- позволяет и вовсе избежать конфликтной ситуации.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) " [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/c5051782233acca771e9adb35b47d3fb82c9ff1c/ (дата обращения: 17.07.2023).
2. Основы медиативно-восстановительных технологий для участников образовательных отношений: Методические материалы. М., 2019. — 68 с.
3. Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн) [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70447852/ (дата обращения: 17.07.2023).
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
Зеленина Л.Е., Иванова Т.М., Патеева А.Х., Храмова Т.М. К вопросу о важности применения медиативного подхода в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
В современном российском обществе институт медиации является относительно молодым. Со времени вступления в силу Федерального Закона № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (“процедуре медиации”) » прошло не так много времени, однако можно с уверенностью сказать, что медиация стала неотъемлемой составной частью отечественной правовой культуры.
Для каждого человека вопрос, касающийся получения образования, является одним из первостепенных. Именно поскольку в сфере образования возможно возникновение чрезмерных эмоций, и как следствие, возможен высокий уровень конфликтности.
Конфликтные ситуации в общеобразовательном учреждении могут возникать как между учениками, так и между учениками и учителями, родителями и учителями и т. д. В этом случае архиважно выбрать действенную модель поведения, позволяющую благополучно разрешить возникший конфликт.
Дети младшего школьного возраста также могут сталкиваться с конфликтными ситуациями, поскольку именно в этот период школьники учатся коммуницировать в коллективе, делают шаги ко взрослой жизни. Как следствие, именно в этот промежуток времени необходимо акцентировать внимание младших школьников на имеющуюся возможность и необходимость конструктивного решения возникающих конфликтов. Очевидно, что гораздо легче предупредить конфликт, а, следовательно, главенствующая роль должна отводиться профилактике конфликтов.
Несомненно, с целью урегулирования конфликтов, а также для сглаживания последствий конфликтных ситуаций необходимо подключать всевозможные средства для разрешения возникших разногласий.
Любое развитое общество предполагает умение разрешать возникающие споры и возможность благополучно справиться с конфликтными ситуациями.
Положительный эффект на действенность защиты прав участников отношений оказывает наличие нескольких вариантов процедур урегулирования возникающих споров, что способствует выбору наиболее приемлемого механизма, позволяющего разрешить конфликтную ситуацию. Среди возможных вариантов урегулирования конфликтов особое место занимает процедура медиации, под которой в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) " понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения [1].
Медиация в образовании - это и инновационная методика, и учебная технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы [2].
Важно помнить, что процедура медиации базируется на принципах, которые неукоснительно должны соблюдаться:
- принцип добровольности участия сторон, действующий на всех этапах процесса медиации;
- принцип конфиденциальности, заключающийся в неразглашении информации, которая относится к процедуре медиации;
- принцип сотрудничества и равноправия сторон, предполагающий право на выбор медиатора, на высказывание своих доводов;
- принцип беспристрастности и независимости медиатора, заключающийся в его объективности и справедливости.
Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн) [3] определяют метод школьной медиации как инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров. Следует особо подчеркнуть, что данный метод базируется на человекоцентристском подходе и именно этот факт говорит о возможности эффективной работы с субъектами, которые принимают участие в воспитании ребенка.
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 № 996-р, правовые механизмы реализации Стратегии включают такой компонент как развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми [4].
Особо стоит подчеркнуть роль профилактических мероприятий, направленных на предупреждение конфликтов. К таковым, к примеру, можно отнести:
- организацию и проведение массовых мероприятий, являющихся эффективными формами досуговой деятельности, среди младших школьников. Так, в МБОУ г. Астрахани «Гимназия № 4» ежегодно организуются такие мероприятия внеучебной деятельности как фестиваль «Твоя сказка»; праздничные программы, приуроченные Международному дню семьи; флешмобы, посвященные творчеству поэтов; акции, посвященные Дню Победы; тематические классные часы и другие, в которых максимально задействованы ученики начальной школы;
- функционирование кружков и секций, способствующих созданию условий для формирования творческих способностей подрастающего поколения и, как следствие, помогающее сплотить коллектив и выстроить правильную модель поведения;
- использование метода положительного примера, закрепляющего положительные навыки и привычки, призванного организовать образец деятельности, предполагающего стремление младшего школьника копировать в своем поведении действия, которые кажутся ему значительными и другие мероприятия.
Особо стоит отметить, что личность учителя, наставника оказывает огромное влияние на младших школьников. То каким образом учитель выстраивает взаимоотношения с другими учениками, является примером для воссоздания отношений между учениками. Важной задачей учителя в данном случае является его умение научить детей навыкам позитивного мышления и конструктивного поведения в конфликте, а в отдельных случаях- выступать и в качестве посредника для урегулирования конфликта, возникшего в школьной среде.
Несомненно, к числу мероприятий, проводимых в Астраханской области и направленных на распространение знаний о медиативных технологиях, а также профилактику конфликтных ситуаций, в том числе в начальной школе, можно отнести ежегодную региональную научно-практическую конференцию «Медиация как альтернатива конфронтации», проводимую Межрегиональным центром медиации и правового просвещения ГБПОУ Астраханской области «Астраханский колледж вычислительной техники», в рамках которой ученые, юристы, представители общеобразовательных учреждений и студенческого сообщества обсуждают фундаментальные вопросы применения медиативных технологий и примирительных процедур при разрешении споров и конфликтов. А основными целями данного мероприятия является интеграция результатов работы зарубежных и российских специалистов в сфере медиации; применение медиативных и восстановительных технологий в образовательных учреждениях, в различных сферах общественной жизни; поиск совместных направлений исследований и укрепление научного сотрудничества, направленного на развитие культуры согласия в обществе; определение приоритетных направлений для исследований в сфере медиации.
Только в результате совместных усилий педагогов, психологов, медиаторов появляется возможность конструктивного разрешения возникающих в образовательных учреждениях споров, а в наилучшем случае- позволяет и вовсе избежать конфликтной ситуации.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) " [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/c5051782233acca771e9adb35b47d3fb82c9ff1c/ (дата обращения: 17.07.2023).
2. Основы медиативно-восстановительных технологий для участников образовательных отношений: Методические материалы. М., 2019. — 68 с.
3. Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн) [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70447852/ (дата обращения: 17.07.2023).
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 17.07.2023).