Библиографическое описание:
Масаллимова Л.В. Читательская грамотность на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.
В настоящее время, в век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению «стремительно снижается». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Результаты проведенного международного тестирования для 15-летних школьников PISA, которая оценивает функциональную грамотность школьников и умения применять знания на практике показали, что у учащихся существуют проблемы в формировании грамотности чтения. Поэтому обновлённый документ ФГОС говорит о необходимости формирования функциональной грамотности школьников.
Функциональная грамотность - это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Выделяются следующие направления формирования функциональной грамотности:
· Математическая грамотность;
· Читательская грамотность;
· Естественнонаучная грамотность;
· Финансовая грамотность;
· Глобальные компетенции;
· Креативное мышление.
Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание прочитать. Развитие читательской грамотности - это направление очень актуальное и самое востребованное. В этом направлении работают все школы страны, подготавливая учащихся к ВПР, а выпускников к ГИА.
Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества. Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения.
Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д., а также умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).
Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:
· Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
· Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
· Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
· Умение использовать информацию из текста (для решения практических задач).
Для развития этих компетенций мы можем использовать и знакомить учащихся со следующими видами текстов:
· Сплошной (линейный);
· Несплошной (нелинейный);
· Смешанный;
· Составной.
Соответственно мы должны учить детей:
· Различать сплошные и несплошные тексты;
· Извлекать информацию из несплошных текстов;
· Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот;
· Самостоятельно создавать несплошные тексты;
· Оценивать полученную информацию.
Эти умения согласно PISA считаются высшим уровнем развития читательской грамотности. Если мы используем дополнительную литературу при отборе текстов на формирование навыков функционального чтения необходимо руководствоваться следующими критериями:
· текст должен быть ученику интересен (т.е. новизна информации), актуальность текста для учащихся с учётом возрастных особенностей и может быть взят из «реальной жизни»;
· объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся);
· наличие иллюстраций, схем, диаграмм (иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста, иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности);
· наличие в тексте «фактов и мнений» т.е. текст должен развивать кругозор;
· текст должен быть структурирован (о сплошных текстах): заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.
Материал для составления заданий по развитию читательской грамотности следует выбирать из жизненных ситуаций:
· выбор товаров в Интернете;
· заполнение электронных анкет, опросов, резюме;
· поиск билетов на все виды транспорта;
· изучение расписания движения транспорта;
· работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений;
· использование сайтов со сводками погоды;
· поиск кулинарных рецептов;
· информации о работе
· поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д.
Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются:
· Предтекстовый (Pre-reading);
· Текстовый (While-reading);
· Послетекстовый (Post-reading).
1. Предтекстовый (Pre-reading)
Задачами данного этапа являются
· создание мотива чтения;
· развитие умения прогнозирования;
· активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей.
Можно выделить следующие группы упражнений:
· Упражнения на соотнесение слова с темой;
· Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста;
· Упражнения в работе с заглавием текста;
· Упражнение в опознавании интернационализмов.
2. Текстовые (While-reading) стратегии направлены на понимание текста и формирование его интерпретации у читающего, размышление во время чтения о том, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает прочитанное. На данном этапе учитель может предложить учащимся:
· найти ответы на предложенные вопросы;
· подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что в тексте не упомянуто;
· составить предложения по порядку;
· найти соответствия;
· выполнить задание на множественный выбор;
· подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;
· догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
· восполнить недостающую информацию;
· во время чтения текста заполнить таблицу.
3. Послетекстовые (Post-reading) стратегии необходимы для проверки понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.
На этом этапе учитель может предложить учащимся:
· выявить новое из прочитанного текста;
· высказать свое мнение по поводу прочитанного;
· опровергнуть утверждения или согласиться с ними;
· доказать или охарактеризовать что-то;
· составить план текста, выделив его основные мысли;
· пересказать/кратко изложить содержание текста;
· рассказать текст от лица главного героя;
· вставить в текст пропущенные слова или выражения;
· составить синквейн.
Применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира - всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом. И как итог - выпускник востребован в жизни.
Библиографический список
1. Алексашина И.Ю., Абдулаева Ю.П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие / науч. редактор доктор пед. наук И.Ю. Алексашина. С-П.: КАРО, 2019. -160 с.
2. Решетникова О.А. Подходы к оценке функциональной грамотности в контрольно-измерительных материалах государственной итоговой аттестации / О.А. Решетникова // Педагогические измерения. - 2020. - № 2. - С. 4-7.
Масаллимова Л.В. Читательская грамотность на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.
В настоящее время, в век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению «стремительно снижается». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Результаты проведенного международного тестирования для 15-летних школьников PISA, которая оценивает функциональную грамотность школьников и умения применять знания на практике показали, что у учащихся существуют проблемы в формировании грамотности чтения. Поэтому обновлённый документ ФГОС говорит о необходимости формирования функциональной грамотности школьников.
Функциональная грамотность - это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Выделяются следующие направления формирования функциональной грамотности:
· Математическая грамотность;
· Читательская грамотность;
· Естественнонаучная грамотность;
· Финансовая грамотность;
· Глобальные компетенции;
· Креативное мышление.
Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание прочитать. Развитие читательской грамотности - это направление очень актуальное и самое востребованное. В этом направлении работают все школы страны, подготавливая учащихся к ВПР, а выпускников к ГИА.
Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества. Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения.
Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д., а также умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).
Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:
· Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
· Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
· Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
· Умение использовать информацию из текста (для решения практических задач).
Для развития этих компетенций мы можем использовать и знакомить учащихся со следующими видами текстов:
· Сплошной (линейный);
· Несплошной (нелинейный);
· Смешанный;
· Составной.
Соответственно мы должны учить детей:
· Различать сплошные и несплошные тексты;
· Извлекать информацию из несплошных текстов;
· Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот;
· Самостоятельно создавать несплошные тексты;
· Оценивать полученную информацию.
Эти умения согласно PISA считаются высшим уровнем развития читательской грамотности. Если мы используем дополнительную литературу при отборе текстов на формирование навыков функционального чтения необходимо руководствоваться следующими критериями:
· текст должен быть ученику интересен (т.е. новизна информации), актуальность текста для учащихся с учётом возрастных особенностей и может быть взят из «реальной жизни»;
· объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся);
· наличие иллюстраций, схем, диаграмм (иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста, иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности);
· наличие в тексте «фактов и мнений» т.е. текст должен развивать кругозор;
· текст должен быть структурирован (о сплошных текстах): заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.
Материал для составления заданий по развитию читательской грамотности следует выбирать из жизненных ситуаций:
· выбор товаров в Интернете;
· заполнение электронных анкет, опросов, резюме;
· поиск билетов на все виды транспорта;
· изучение расписания движения транспорта;
· работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений;
· использование сайтов со сводками погоды;
· поиск кулинарных рецептов;
· информации о работе
· поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д.
Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются:
· Предтекстовый (Pre-reading);
· Текстовый (While-reading);
· Послетекстовый (Post-reading).
1. Предтекстовый (Pre-reading)
Задачами данного этапа являются
· создание мотива чтения;
· развитие умения прогнозирования;
· активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей.
Можно выделить следующие группы упражнений:
· Упражнения на соотнесение слова с темой;
· Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста;
· Упражнения в работе с заглавием текста;
· Упражнение в опознавании интернационализмов.
2. Текстовые (While-reading) стратегии направлены на понимание текста и формирование его интерпретации у читающего, размышление во время чтения о том, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает прочитанное. На данном этапе учитель может предложить учащимся:
· найти ответы на предложенные вопросы;
· подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что в тексте не упомянуто;
· составить предложения по порядку;
· найти соответствия;
· выполнить задание на множественный выбор;
· подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;
· догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
· восполнить недостающую информацию;
· во время чтения текста заполнить таблицу.
3. Послетекстовые (Post-reading) стратегии необходимы для проверки понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.
На этом этапе учитель может предложить учащимся:
· выявить новое из прочитанного текста;
· высказать свое мнение по поводу прочитанного;
· опровергнуть утверждения или согласиться с ними;
· доказать или охарактеризовать что-то;
· составить план текста, выделив его основные мысли;
· пересказать/кратко изложить содержание текста;
· рассказать текст от лица главного героя;
· вставить в текст пропущенные слова или выражения;
· составить синквейн.
Применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира - всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом. И как итог - выпускник востребован в жизни.
Библиографический список
1. Алексашина И.Ю., Абдулаева Ю.П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие / науч. редактор доктор пед. наук И.Ю. Алексашина. С-П.: КАРО, 2019. -160 с.
2. Решетникова О.А. Подходы к оценке функциональной грамотности в контрольно-измерительных материалах государственной итоговой аттестации / О.А. Решетникова // Педагогические измерения. - 2020. - № 2. - С. 4-7.