Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Карамышева Е.В. Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в подготовительной к школе группе «Звук [Л]. «Игры Лунтика»

Библиографическое описание:
Карамышева Е.В. Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в подготовительной к школе группе «Звук [Л]. «Игры Лунтика» // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.

Цель: формирование фонетико-фонематических представлений о звуке [Л].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- упражнять в правильном произнесении звука [Л] в слогах, словах, предложениях;

- закрепить умения составлять схему слова и выполнять звуковой анализ;

- упражнять в составлении предложений по опорным картинкам;

- закреплять умение определять наличие и позицию звука в слове.

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать артикуляционную моторику;

- развивать слуховое внимание, логическое мышление, зрительное восприятие;

- развивать фразовую речь.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля, мотивацию к совместной деятельности.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Технологии: игровая, здоровьесберегающая.

Словарь: сундук, Лунтик, герой мультфильма.

Оборудование: портрет Лунтика, карточки с изображением кружков (от 1 до 4), предметные картинки для игры «Четвертый лишний», карточки и сундуки для игры «У Лунтика в сундуке», пары предметных картинок для игры «Подружи картинки» для составления предложений.

Ход занятия

I. Организационный момент

Учитель-логопед. Здравствуйте, ребята. Когда я сегодня шла на работу в садик мне передали вот такую папку от очень известного героя мультфильма. Хотите узнать от кого эта папка? (ответ детей). Тогда вам нужно отгадать загадку.

Он родился на Луне,

Оказался на Земле.

Много здесь завёл друзей,

Чтоб жилось им веселей.

Про него есть мультик,

А зовут его все …

Лунтик

Учитель-логопед. Правильно, эту папку нам передал Лунтик.

Учитель-логопед. Ребята, Лунтик очень любит произносить звук [Л]. Как вы думаете почему?

Учитель-логопед. Правильно, потому что имя его начинается со звука [Л]. Учитель-логопед. Лунтик очень любит играть со звуком [Л] и выполнять различные задания, он предлагает нам выполнить задания, которые он приготовил для нас. Вы хотите выполнить эти задания?

II. Основная часть

1. Характеристика звука

Учитель-логопед. Все задания связаны со звуком [Л]. А какой это звук вы можете сказать? Дайте ему характеристику.

Учитель-логопед. Правильно, этот звук согласный, твердый и звонкий. А почему этот звук согласный? А как вы догадались, что он звонкий? Вы правильно дали характеристику звуку. А каким цветом мы будем обозначать этот звук? Правильно – синим.

Учитель-логопед. А сейчас расскажите, как правильно произносить звук, где должен находиться наш язычок.

Учитель-логопед. Правильно, при произношении звука [Л] губы принимают положение следующего гласного звука, зубы не соприкасаются, кончик языка поднят и прижат к основанию верхних зубов, воздушная струя выходит по бокам. А теперь давайте произнесем звук [Л]. Сейчас я вам буду показывать карточки, а вы произнесете звук [Л] столько раз, сколько кружков изображено.

2. Чистоговорки

Учитель-логопед. Ребята, Лунтик очень любит произносить чистоговорки со звуком [Л]. Произнесем чистоговорки?

Ла-ла-ла – вот метла

Лу-лу-лу – мусор на полу

Лы-лы-лы – Мила подмела полы

ыл-ыл-ыл – Лунтик пол помыл

Ол-ол-ол – у нас чистый пол

Ал-ал-ал – дом чистым стал

Учитель-логопед. Вы правильно произносили чистоговорки. А сейчас узнаем, какое еще есть задание.

3. Игра «Звук потерялся»

Учитель-логопед. Ребята, в папке находился листок, на котором написаны какие-то странные слова. А я догадалась в чем дело… Во всех этих словах потерялся первый звук [Л]. Я буду произносить эти слова, а вы добавляйте звук [Л] в начало каждого слова и произнесите слова, которые получились:

…ук, …ожка, …уна, …одка, …ось, …асточка, …ошадь, …апа, …андыш, …ампочка, …ыжи, …упа

4. Игра «Четвертый лишний»

Учитель-логопед. В следующем задании Лунтик предлагает вам найти лишнюю картинку. Посмотрите, здесь изображено четыре предмета. Назовите их: лодка, бант, лупа, слон. Как вы думаете, какой предмет лишний и почему?

Учитель-логопед. Правильно, лишний бант, потому что в этом слове нет звука [Л]. А здесь еще есть картинки, посмотрите и скажите, а здесь что лишнее? (яблоко, лопата, мяч, халат). Правильно – мяч.

5. Игра «У Лунтика в сундуке»

Учитель-логопед. Вы правильно нашли лишние картинки, посмотрим следующее задание? Лунтик хочет, чтобы мы разложили картинки по сундукам. А как мы можем это сделать? Правильно, нужно найти место звука в названиях предметов, изображенных на картинках, и положить в нужный сундук. Какие картинки будут лежать в первом сундуке? Во втором? В третьем?

Учитель-логопед. Ребята, выберите себе картинку, найдите место звука [Л] и положите в нужный сундук, объясняя, почему вы ее туда кладете.

Учитель-логопед. Вы отлично справились и с этим заданием.

Учитель-логопед. Ребята, вы наверно устали? Хотите поиграть и отдохнуть?

6. Физминутка

Солнышко за горку село,

В доме сразу потемнело

В ночь уходит светлый день

Комнату накрыла тень

Мы обуем тапочки

Включим в доме лампочку

Но лампочка перегорела

Вероятно, заболела

И теперь у нас темно

Лишь луна глядит в окно

Учитель-логопед. У нас есть еще задание, которое нам необходимо выполнить. Хотите узнать, какое следующее задание? Вы готовы его выполнить?

7. Составления схемы слова и звуковой анализ

Учитель-логопед. Нужно выполнить звуковой анализ слова ЛУНА. Сколько в этом слове слогов? Выложите схему этого слова и сделайте звуковой анализ.

Учитель-логопед. Сколько согласных звуков в этом слове? Назовите их. Сколько гласных? Назовите их.

8. Игра «Подружи картинки»

Учитель-логопед. Вы и с этим заданием справились. Следующее задание: нужно подружить пары картинок. Как вы думаете, как можно подружить картинки? Правильно, с этими картинками нужно составить предложения. Выберите себе карточку и составьте предложения со своими картинками.

Учитель-логопед. Все справились с заданием. Интересные получились у всех предложения.

Заключительная часть

Учитель-логопед. Ребята мы с вами выполнили все задания Лунтика. Посмотрите, он нам прислал свою фотографию в подарок.

Учитель-логопед. Сложные были задания? Какие задания вам понравились? А вы бы хотели еще раз выполнить задания Лунтика и познакомиться с братом звука [Л] – звуком [ЛЬ]? Тогда мы с вами обязательно в следующий раз выполним интересные задания и познакомимся со звуком [ЛЬ].
2023