НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Карпышева А. И. Управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf


Аннотация
В статье раскрываются пути повышения эффективности док управления дошкольной образовательной организацией через док внедрение в док практику инноваций.
Ключевые слова: управление, инновационная деятельность, инновация, новация, дошкольная образовательная организация
Summary.
In this article, we are talking about the fact that one of the ways to improve the management of preschool educational organization is the introduction of innovations into practice.
Key words: management, innovative activity, innovation, innovation, preschool educational organization
Актуальность. Осознание динамики инновационных процессов в системе образования России (введение федеральных государственных образовательных стандартов, реализация международных программ, курс на информатизацию, утверждение профессионального стандарта педагога и др.) актуализировало потребность в готовности педагогических коллективов образовательных организаций к осуществлению инновационной деятельности. Прежде всего, инновационные процессы сегодня касаются системы дошкольного образования как первого этапа, обеспечивающего раскрытие и развитие потенциальных способностей ребёнка, от которого зависит качество всех следующих уровней образования человека.
B.C. Лазарев и Б.П. Мартиросян определяют инновационную деятельность как комплексную работу педагогического коллектива по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств, позволяющих достигать качественно иных результатов образования [5]. Очевидно, что содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционного, однако, педагоги дошкольных образовательных организаций (ДОО) часто придерживаются консервативных педагогических канонов. Тем не менее, инновационные изменения в современной образовательной сфере приобретают системный характер.
В Федеральном «Законе об образовании» в РФ [8] подчеркивается необходимость направленности ДОО на организацию и осуществление научно-методической, исследовательской, экспериментальной и инновационной работы, однако, результаты такой работы носят вероятностный характер, и не все его последствия возможно предугадать. Предотвращение ошибок и упущений возможно при грамотном моделировании инновационных процессов в ДОО и компетентном управлении формированием готовности всего педагогического коллектива к инновационной деятельности.
Проблемы управления инновационными процессами, в том числе в дошкольном образовании, разрабатываются А.Г. Асмоловым, К.Ю. Белой, Т.А. Данилиной, П.И. Третьяковым, И.А. Урминой и др. Однако проблема управления формированием готовности к инновационной деятельности педагогов в ДОО до сих пор окончательно не решена.
Цель статьи: раскрыть особенности управления инновационной деятельности педагогов в ДОО.
Изложение основного содержания. М. Кларин отмечает, что по своему основному содержанию инновационная деятельность относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к изменениям в способах деятельности, стилях мышления субъекта инноваций на освоенном уровне профессионализма [4]. Следовательно, освоение новшеств, реализация нововведений становится атрибутивной характеристикой профессионализма деятельности и профессионализма личности педагога, где достижение профессионализма связано не только с обретением высших стандартов мастерства и профессиональной компетентности, но и с развитием личности, ее активности, обеспечивающих высокопродуктивную, с высокими показателями качества профессиональную деятельность.
В последние годы резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания, и поэтому нужен новый тип педагога, умеющего реализовывать собственную субъектность, интенсивно саморазвиваться, применять нестандартные подходы и креативно мыслить, принимать новшества как данность и как возможность для дальнейшего развития участников образовательной среды.
В.И. Загвязинский также утверждает, что педагогическая практика столкнулась как с отсутствием готовности и способности главных субъектов преобразований — педагогов — к восприятию нового, к пониманию сущности нововведений, так и с их неумением эффективно действовать в освоении новых идей на уровне образовательной организации [3].
Л. Подымова и В.А. Сластенин, понимая под готовностью педагога к инновационной профессиональной деятельности интегративное качество личности, представляющее собой единство личностных и операциональных компонентов, обеспечивающих эффективность этой деятельности, выделяют в структуре готовности мотивационный, креативный, технологический, рефлексивный компоненты [7].
Структура готовности оказывается тождественной структуре функциональной психологической системы инновационной педагогической деятельности и включает следующие компоненты: мотивы, цели, информационную основу и программу деятельности, а также блок принятия решения и подсистему профессионально важных качеств личности.
Содержательное наполнение определения «готовности педагога образовательной организации к инновационной деятельности» дают В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян [5] и Г.П. Новикова, выделяя следующие компоненты готовности педагогов к инновациям:
·          наличие мотива включения в данную деятельность;
·          комплекс знаний о современных требованиях к результатам образования и управления, об инновационных моделях и технологиях образования, о достижениях практики;
·          компетентность в области педагогической инноватики.
Следовательно, мы, вслед за А.А. Майером, можем утверждать, что готовность педагога к инновационной деятельности — это динамический многоуровневый комплекс профессиональных и личностных качеств, все компоненты которого взаимозависимы и взаимообусловлены как единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения), аффективного (положительного отношения к инновациям) и деятельностного компонентов [6].
Таким образом, в структуре готовности педагога к инновационной деятельности целесообразно выделение мотивационного (наличие положительного отношения к инновациям и мотивационной направленности на их реализацию), когнитивного (знание теоретических основ педагогической инноватики, целей, задач, способов инновационной деятельности, методов работы), личностного (активность саморазвития), и деятельностного (активность в разработке, освоении и использовании инноваций) компонентов.
В нынешних условиях действенность управления образования выступает достаточно существенным для усиления качества. Такое управление представлено деятельностью государственных органов, негосударственных организаций, направленной на усиление действенности образовательного процесса. Управление образованием рассматривается в качестве процесса, регулирующего реализацию целей политики образования, установление управленческих задач, планирование работы по выполнению задач, организацию согласованной работы субъектов, контроль.
Управление образовательной системой включает такие главные элементы:
1. Образование системы взаимодействия между собой федеральных государственных органов, органов власти российских субъектов, органов местного самоуправления, непосредственно задействованных в управленческом процессе в образовательной сфере;
2. Выполнение стратегического планирования, которое нацелено на формирование образовательной системы.
3. Принятие и дальнейшее выполнение программ России, федеральных, региональных программ, направленных на развитие образовательной системы.
4. Осуществление мониторинга в образовательной системе для определения и контроля имеющейся ситуации.
5. Методическое, а также информационное обеспечение работы органов власти, которые управляют в сфере образования;
6. Осуществление государственной регламентации работы в области образования.
7. Осуществление независимой оценки качества образовательного процесса, общественная, профессиональная аккредитация.
8. Подготовка и повышение квалификации сотрудников федеральных органов, органов государственной власти российских субъектов, которые осуществляют управление в образовательной сфере, органов местного самоуправления, которые осуществляют управление в образовательной сфере.
Образовательная система управляется непосредственно государством. Такое управление производится лицами, к которым причисляется Министерство образования и науки России.
Управление образовательной системой производится на основе разработанных принципов: законность, демократия, информационная открытость образовательной системы, автономия организаций образования.
Реформирование дошкольного образования, предъявляет обновленные требования к дошкольному образовательному учреждению и к его управлению. Целью данного реформирования является более полное удовлетворение запросов родителей и интересов детей.
Рассматривая управление дошкольным образованием, следует отметить, что именно к руководителям ДОО предъявляются высокие требования. В целом, современная ситуация зависит от того, насколько быстро руководитель умеет реагировать на изменения и процессы происходящие в экономической, социальной сферах. Так же от навыков, которые позволяют внедрять в практику ДОО научно-педагогические достижения в области управления, и умение эффективно реализовать управленческие функции.
Новая образовательная политика, проходит изменения и основным приоритетом в которой является качество образования. Данная ситуация приводит нас к пониманию того, что жизненно необходимы новые подходы применяемые в управлении образовательного процесса. Поэтому управление инновациями в дошкольном образовании является одной из главных частей административной педагогической деятельности.
Управление инновациями, для профессиональных управленцев – является сравнительно новым понятием в научно-технической, производственно-технологической и административной сферой деятельности.
Внедрение инноваций в процесс управления дошкольными образовательными учреждений, по мнению многих ученых, является важным условием совершенствования системы дошкольного образования.
К теоретическим инновациям относятся новые подходы, концепции, направления, гипотезы, закономерности, классификации, управленческие принципы, которые были полученные в результате научно-исследовательской работы и являются основополагающими для реализации инновационных процессов. Практическими новациями выступают новейшие правила, методики, программы, рекомендации в сфере образовательного управления.
А. А. Майер разработал и предложил классификацию инновационных процессов в управлении дошкольным образовательным учреждением, которые соответствуют современным тенденциям в развитии дошкольного образования, а так же их гуманизации, демократизации и диверсификации[6, c. 14]:
- рефлексивное соуправление, самоуправление;
- расширение состава коллективного субъекта управления, децентрализация, расширение горизонтальных связей;
- расширение типов и уровней управления.
Таким образом, инновационный процесс в управлении дошкольным образованием – это комплексная деятельность направленная на создание, освоение, использование и распространение приемлемых новшеств.
Все инновационные процессы носят вероятностный характер, вследствие чего последствия могут прогнозироваться. Для устранения ошибок на уровне проекта, модели, нужно составить аналитическое обоснование инновационной программы.
Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник считают, что система инновационной работы представляется как модель. В сущность такой модели включается [2, с. 351]:
1. Возобновление сущности образования в дошкольной образовательной организации, что состоит во введении нынешних программ образования, в применении инновационных технологий, использовании программ дополнительного образования.
2. Возобновление системы, непосредственно методической работы в учреждении, состоящей из отбора инновационной сути методической работы, применения наиболее продуктивных форм, содержит мотивацию труда педагогов, которая направлена на творческой созидание, управление ходом возобновления методической работы.
3. Возобновление системы управления качеством образования в образовании, что предполагает осуществление групп условий.
Сформированная управленческая модель по руководству работой инновационного подразделения педагогов содержит такие звенья: работа первого руководителя, заместителей и иных.
В работу руководителя учреждения, осуществляющего управление подразделениями, причисляется обеспечение нормативно-правовой базы, планирование работы, разделение функциональных обязанностей и т.д.
Работа заместителей включает обеспеченность программно-методическими материалами работы педагогов.
Таким образом, в качестве одного из направлений усиления действенности управления дошкольной организации выступает введение инноваций в практику. Такой процесс считается сложным процессом, предполагающим постепенное возобновление, улучшение сущности, средств, методов, управленческих технологий, что в результате существенно воздействует на качество процесса педагогов. В управлении инновации позволяют повысить на наиболее высокий уровень организацию, планирование, иные функции управления, совершенствовать органы самоуправления в дошкольной организации, улучшать структуру организации, что формирует положительные условия для творческого, профессионального роста педагогов, воздействует на качество процесса образования, усиливает конкурентоспособность организации.
Список используемой литературы:
1.                          Асмолов, А. парк Г. Психология парк личности / парк А.Г. Асмолов. клоп‍ - Учебник. - М.: парк Изд-во МГУ, парк 1990. — парк 367 с. парк
2.                          Бабанский Ю. К. Методическая работа сорт в школе: организация сон‍ и управление / сон‍ Ю. К. Бабанский, М.М. сорт Поташник. - Учебное пособие. человек – М.: Просвещение, человек 2013. – 626 человек с.
3.       Загвязинский В.И. Теории обучения и сон‍ воспитания / парк В.И. Загвязинский, клоп‍ И.Н. Емельянова. клоп‍ - 2-е клоп‍ издание, стер. - М.: Академия, 2013. человек — 256 с
4.       Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1977. 223 с.
5.       Лазарев B.C., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. № 4. С. 11–21.
6.                          Майер, парк А.А. Перспективы парк развития дошкольного парк образования в парк Алтайском крае парк / парк А.А. Майер// парк Управление ДОУ. парк – 2013. парк - № парк 1. – парк с.14-18
7.       Сластенин, В. И., клоп‍ Подымова Л. человек С. Педагогика: Инновационная человек деятельность. - Учебное человек пособие / В.И. клоп‍ Сластенин, Л.С. авалс Подымова. сорт – М.: сорт Магистр, 2015. сорт - 431 сорт с.
8.       Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015). URL: http://base.garant.ru/70291362/


2020