Актуальные вопросы начального общего образования

Богданова Е.Г. Теория и практика решения творческих задач на уроке математики в начальной школе

Библиографическое описание:

Богданова Е.Г.Теория и практика решения творческих задач на уроке математики в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности младшего школьника, создать условия для проявления и развития природных способностей, талантов и прочее. Источниками полноценного развития младшего школьника выступают репродуктивная, конструктивная и творческая деятельность. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развития способностей ребенка.

Развивать творческие способности и творческую деятельность необходимо с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребёнка. Важно правильно подбирать и учитывать все средства и методы творческого развития. Поэтому немаловажно создавать определённые педагогические условия для эффективного развития творческих способностей:

1) Осознание учителем начальных классов творческой деятельности младших школьников как цели обучения и его готовность к организации этой работы. Безусловно, решение задачи воспитания творчества у детей возможно только при определенной творческой деятельности педагога. Педагогический процесс каждый раз строится заново и влияет одновременно как на воспитывающего, так и воспитуемого, и, соответственно, человек, который руководит этим процессом, организует его, должен быть личностью творческой.

2) Ещё одним из главных педагогических условий развития творческих способностей младших школьников является включение в учебный процесс системы творческих заданий, а также различных методов (диалогические формы обучения, организация дискуссий, проблемный диалог, проблемные ситуации, постановка вопроса). Творческие задания рассматриваются как «...задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».

3) Эмоционально-положительный тон общения с детьми. Изучение психолого-педагогической литературы позволяет нам также выделить следующее условие развития творческих способностей младшего школьника – формирование эмоционально-положительного тона в отношениях детей и взрослых. Создание эмоционально-положительного тона осуществляется путем организации общения взрослого и детей.

4) Развитие интереса ребёнка к творческому процессу. Развитие творчества – процесс свободный, самостоятельный. Поэтому для развития способностей младшего школьника важно предоставить им возможность проявить себя самостоятельно. Для реализации этой цели педагог должен поддерживать самостоятельную деятельность младших школьников, что и является следующим важным условием.

Решение творческих задач на уроках математики связано непосредственно с нестандартностью и гибкостью мышления обучающегося. Творческая деятельность как активная форма проведения урока, как активный метод обучения математике позволяет продуктивно на доступном математическом языке изложить материал, который изначально казался обучающимся сложным для понимания и усвоения.

Использование этих методов позволяет развивать творческие способности, умения применять знания в новой ситуации, видеть систему закономерностей и выделять необходимые данные для разрешения задачи.

Решая задачи творческого характера, учащиеся смогут узнать об увлекательных вещах, которые не были описаны на страницах школьных учебников, которые остались за рамками формального математического текста, попробовать свои силы в решении интересных задач, научиться самостоятельно работать с книгой, используя навыки смыслового чтения, и грамотно излагать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Систематическая работа с творческими задачами на уроках математики способствует не только более глубокому усвоению знаний, но и закреплению умений пользоваться эвристическими приёмами, развитию творческого потенциала.

Основные виды творческих задач:

· задачи, которые стали для обучающихся новым знанием (стали источником информации, которую школьники не знали раньше);

· самостоятельное составление обучающимися задач, примеров;

· задания, которые позволили обучающимся освоить иные методы решения той или иной задачи;

· составление задач с оригинальным творческим содержанием (самостоятельное переформулирование формальной задачи из учебника в задачу с применением нестандартного условия, интересного сюжета и креативного оформления);

· задания, требующие от учеников применения различных способов решения, в том числе и искусственных методов;

· задачи на нахождение определенных закономерностей;

· задачи, направленные на практическую деятельность: зашифровать, нарисовать, составить, разрезать, начертить, заполнить таблицу и т.д;

· задания на сообразительность, на смекалку (например, составление ребусов);

· задания с элементами игры;

· задания с элементами тренинга, дискуссий, активных обсуждений и споров;

· творческие домашние задания.

Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: Монгольская игра «Танграм» (составление прямоугольника из треугольников и четырёхугольников).

Решение частично-поисковых задач разного уровня. Детям даются задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания. Это задания на выявление закономерностей:

· Раздели фигуры на группы.

· Найди «лишний» рисунок.

· Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.

· Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.

· По какому принципу объединили данные фигуры и др.

Задачи в стихотворной форме. При проведении устного счета включаются упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности. Задачи такого типа используются при изучении таблиц сложения, вычитания, умножения и деления.

Математические игры.
Смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений или аналогичных им.

Задачи в занимательной форме. Активизируют умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Главное в том, что дети учатся анализировать условие задачи, рассуждать, привыкают отвечать не учителю, а классу, выражая своё мнение: «Я думаю», «Я хочу добавить», «Я не согласен с ним». Умение ставить вопросы, побуждает детей использовать знания в новой ситуации.

Применение творческих задач на уроках математики способствует формированию убеждённости учащихся в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое.

Литература.

1. Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. «Начальная школа», №5-1990г.

2. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника. «Завуч начальной школы», №2-2002г.
2023