НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Солодова Л. И., Воробьева В. С. Игровой час как одна из форм игровых технологий в дошкольной образователь- ной организации

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


 «Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».

Мишель де Монтень.

  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности. Если провести анализ требований стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы, то мы увидим, что поддержка самостоятельности ребенка является одним из важнейших условий. 
Игра занимает важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста, в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).
Разнообразные игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности.
В настоящее время самостоятельная игровая деятельность является одной востребованных форм образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Основным критерием оценки самостоятельной игровой деятельности воспитанников должно быть игровое поведение, способы распространения игры, умение ребенка, в зависимости от собственного замысла, включать в игру условные действия с предметами, ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события. Именно таким требованиям отвечает технология «Игровой час», которая предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Каковы цели игрового часа?
  • Дать ребёнку наиграться, предоставить возможности для самореализации. В каждом ребёнке живёт страсть к игре и её надо удовлетворить – это так же естественно, как потребность в пище, отдыхе и т.д.
  • Коррекция эмоциональной сферы. У ребёнка появляется возможность выплеснуть свои эмоции, беспокойство, раздражение, обиду, просто плохое настроение, чтобы они не тяготили, не отвлекали детей от организованной деятельности в течение дня.
  • Коррекция социальных отношений. В условиях игровой деятельности ребёнок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения. Здесь всё происходит гораздо легче, чем в жизни. Возьмём для примера сюжетно-ролевую игру “Школа” – любой ребёнок может взять на себя роль “хорошего” ученика, или “шалуна”. При этом он смотрит на себя со стороны – как на исполнителя роли, как на человека, который знает, как следует себя вести на самом деле.
  • Развитие коммуникативной сферы. У ребёнка появляется возможность насытиться общением со сверстниками, с взрослыми, почувствовать себя равноправным партнёром и другом.
         Воспитательное значение игры состоит в том, что дошкольники: отражают в ней различные стороны социальной жизни и учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками.
       Вариативность игровой среды предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей
         Доступность предметно-пространственной среды предполагает свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
          В процессе игры происходит смена видов деятельности, что позволяет исключить всякого рода перегрузки, утомляемость ребенка. Игра в этом случае должна выступать не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей. Значение организации игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность требует от каждого ребенка импровизации и творчества.
          В старшем дошкольном возрасте возможны специфичные моменты при проведении игрового часа – ребёнок может отказаться от предложения поиграть как с взрослым, так и со сверстником. В таком случае воспитателю надо проявить тактичность, внимание и понимание, предложить ребёнку выбрать себе занятие по душе. Такая ситуация объяснима: у детей начинает меняться форма общения со сверстниками и взрослыми.          
           «Игровой час» - это время для возникновения и развития разных видов игр: игры с правилами, дидактические игры, кукольный театр, подвижные игры и другие. «Игровой час» должен проходить в доброжелательной и ненавязчивой форме.
               Теперь необходимо определить позицию педагога во время проведения «Игрового часа». Мы исходим из того, что взрослый всегда должен помнить о праве ребёнка на свободу при выборе игры – это его мир. Ребёнок живет в игре. И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая и обогащая игровой опыт детей.  А «вторжение» в этот мир взрослого со своими воспитательными и обучающими задачами должно быть очень корректным и незаметным для играющих детей. Воспитатель может помочь детям в выборе игры (сюжета), активно наблюдать, фиксирует свои наблюдения, анализировать их, обучать необходимым умениям и навыкам, подключаясь к игре детей (проявляя собственную инициативу, или принимая приглашение играющих). В то же время педагог должен влиять на содержание игры, учить детей способам взаимодействия, помогать, согласовывать замыслы, распределять роли, договариваться о правилах.
           Таким образом, заинтересованность педагога, его желание и умение педагогически целесообразно организовать игровую деятельность детей в игровой час необходимо для того, чтобы эффективно использовать этот час для развития детей. Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые должны руководить играми детей, создавать условия для их возникновения и развития.

Библиографический список


         1. Гасанова Д.И. Игра в развитии познавательной сферы / Д.И. Гасанова. – Саратов: Вузовское образование, 2014. – 74 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/20417
             2. Игровая деятельность в дошкольном учреждении: учебно-методическое пособие / сост. Ш.Б. Майны – Кызыл: Изд -во ТувГУ, 2019. – 66 с.
            3. Кошелева Г.А. 100 игр для развития дошкольника. Игры на каждый день про все на свете. Игровая деятельность. ФГОС / Г.А. Кошелева. – Волгоград: Учитель, 2020. – 81 с.
Электронные ресурсы: Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Электронный http://www.ereadr.org/book/nauka_i_ucheba/139632-igra-vedushhij-viddeyatelnosti-v-doshkolnom/15
2022