НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Александрова Е.Ю. Рабочая программа группы продленного дня для 3-го класса

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf


Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания, но и пробудить личность, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию.
В условиях школы продленный день должен создать для младших школьников некую рафинированную среду, которая втягивала бы в себя каждого ребенка, тем самым увлекая его, по возможности, из образовательного пространства в специально организованное воспитательное пространство, в котором ребенок должен быть защищен физически и психологически, занят разнообразной образовательно-развивающей и познавательной деятельностью, где ему было бы интересно.
Цели программы:
·          Реализация ФГОС, Концепции духовно-нравственного воспитания, Основной образовательной программы начального общего образования;
·          введение в режим дня внеурочных форм работы для создания системы дифференцированного обучения, обеспечения более высокого уровня работоспособности и познавательной активности, улучшение качества успеваемости, дальнейшей индивидуализации воспитания школьников;
·          внедрение рациональных режимов дня, формирование физически здоровой личности, ликвидация перегрузки учащихся, обеспечение хорошего нравственно-эстетического самочувствия детей в рамках реализации программы «Здоровое питание»;
·          воспитание у учащихся положительной мотивации к учению.
В основу разработанной программы положены следующие принципы:
·          Системность.
·          Доступность.
·          Научность.
·          Создание развивающей ситуации.
·          Занимательность.
·          Сознательность и активность.
·          Наглядность.
·          Связь теории с практикой.
·          Преемственность.
·          Природосообразность.
Методологической основой программы являются следующие положения:
1.Образовательный уровень – начальный.
2. Ориентация содержания – практическая.
3.Характер освоения – развивающий.
4. Возраст обучающихся – 9-11 лет.
5. Форма организации учебно-воспитательного процесса – занятие – игра, познавательный час.

Санитарно-гигиенические требования к самоподготовке

1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.
2. Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещённую — раз в полугодие.
3. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.
4. Поддержание нормального температурного режима.
5. Регулярное проветривание классной комнаты.
6. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.
7. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.
8. Соблюдение школьниками личной гигиены.
9. Сохранение у детей правильной позы во время работы.
10. Проведение «физкультминуток», динамической паузы.
11. Устранение шумовых раздражителей.
12. Учащихся не следует нагружать дополнительным учебным материалом.
13. Варьировать смену деятельности за счет школьных предметов.

Дидактические требования

1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно время, имеют определенную продолжительность.
2. Задание ученики выполняют самостоятельно.
3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы.
5. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
6. Объем и характер заданий регулируется с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

Самоподготовка

Организационный момент
ü Организация рабочего места.
ü Настрой детей.
ü Постановка цели и мотивация работы.
ü Определение времени на каждый предмет.
Инструктаж
ü Предупреждение возможных трудностей (дидактическая игра, таблицы, схемы).
ü Работа с памятками.
ü Определение плана выполнения работ по предмету.
Самостоятельная работа
ü Использование сигнальных карточек.
ü Самоконтроль по таблицам, схемам, памяткам.
ü Контроль со стороны воспитателя.
ü Индивидуальная работа с учащимися.
Самопроверка, взаимопроверка
ü Использование памяток.
ü Сверка с образцом, правильным ответом на доске.
ü Повторение правила.
ü Исправление недочётов, ошибок в работе.
ü Подключение к работе консультантов.
Проверка работы воспитателем. Дифференцированный подход к проверке (слабый, средний, сильный ученик).
Подведение итогов самоподготовки
ü Общая оценка работы группы.
ü Проведение рефлексии.
ü Организация выставки работ.
ü Похвала, поддержка слабоуспевающего ученика.
В ходе самоподготовки проводятся игры на внимание и память, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи, игры – путешествия.
Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам.
Ожидаемые результаты
·          Повышение качества обучения учащихся.
·          Развитие индивидуальности учащихся.
·          Развитие интереса к изучаемым предметам.
·          Развитие самостоятельности.
·          Формирование полезных привычек.

Цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня

Режимные моменты

Основные воспитательные задачи и направления деятельности

Прием детей в группу
Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков.
Отдых и деятельность на воздухе
Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях.
Обед
Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды, привитие санитарно-гигиенических навыков.
Переключение на умственную деятельность
Развитие познавательных потребностей, интереса к знаниям.
Самоподготовка
Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи.
Клубно-кружковая работа
Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека.
Подведение итогов дня
Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться.

Направления деятельности.


День недели
Направления
Название часа
1
Понедельник
Спортивно-оздоровительное
“Уроки здоровья”
2
Вторник
Социальное
«Чистый мир»
3
Среда
Общекультурное
«Уроки культуры»
4
Четверг
Нравственное и духовно - патриотическое
“Я – гражданин»
5
Пятница
Общеинтеллектуальное
“Почемучки»

Час “Уроки культуры”
Цель: Становление нравственных принципов, создание условий для формирования внутренней потребностей личности в развитии и совершенствовании культурного уровня.
Задачи:
·          Формирование у учащихся желания быть культурными, воспитанными людьми, научить их правилам поведения в различных ситуациях.
·          Развитие творческих способностей учащихся, трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия.
Час “Чистый мир”
Цель: воспитание гуманного, творческого, социально-активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи:
·          формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
·          формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде.
Час “Я - гражданин”
Цель: Приобщение школьников к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования гражданской позиции.
Задачи:
·          Формирование ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников.
·          Ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно – этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Час “Уроки здоровья”
Цель: Формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Задачи:
·          Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения и безопасной жизни,
·          Сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья.
Час “Почемучки”
Цель: Способствовать интеллектуальному развитию учащихся.
Задачи:
·          Развитие познавательного интереса, памяти, внимание, речи, логического мышления.
·          Формирование творческих способностей, нравственных черт личности, литературно – эстетического вкуса.

Список литературы

1.       Виталева Т.И. Калейдоскоп праздников: учебно-методическое пособие – М.: Издательство “Экзамен”, 2011.
2.       Гайдина Л.И. Группа продленного дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 1-4 классы –М.: ВАКО, 2012.
3.       Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр”Академия”, 1999.
4.       Гончарова Н.М. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах – Волгоград: Учитель, 2007.
5.       Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.:ВАКО, 2004.
6.       Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия: 4 класс. – М.:ВАКО,2011.
7.       Максимова Т.Н. Классные часы: 4 класс. –М.:ВАКО,2011.
8.       Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). –М.:ВАКО, 2008.
2020