Актуальные вопросы начального общего образования

Грыгрышева Е. О., Лысова Т. Ю. Проблемы совершенствования орфографических навыков младших школьников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


Проблема формирования грамотности учащихся в условиях современной модернизации образования приобретает огромное значение.
Орфографическая грамотность учащихся является одной из актуальных проблем, стоящих перед школой на протяжении всего её развития. Но, несмотря на это, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена и вряд ли может быть решена окончательно. М.Р. Львов указывал на то, что формирование прочных орфографических навыков по русскому языку в начальных классах является одной из важнейших задач, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мысли, взаимопонимание людей в письменном общении. И именно от того, насколько прочно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение учащегося в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать русский язык.
Как показывает анализ множества методической литературы и практический опыт преподавания, одним из возможных способов решения данной проблемы является поиск и изобретение вместе с детьми наиболее удобных памяток, схем, опор и других способов запоминания правил и алгоритмов проверки слов с различными орфограммами. Такие «запоминалки» помогут ребёнку прочно усвоить орфографические правила.
Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановится, задуматься, проверить себя, когда это надо.
К сожалению, наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка. На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при обучении гртамотному письму являются умение школьников замечать встречающиеся при письме трудности.
Психологи Д.Н. Богоявсленский, С.Ф. Жуйков, Г.Г. Граник, П.С. Жедек, В.В. Репкин, методисты М.Б. Антипова, Н.Г. Приступа, О.И. Тиринова, Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, М.Р. Львов, Н.С. Рождественский и др. настойчиво подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько у пишущего развита способность обнаруживать орфограммы. Отсутствие соответствующего умения – орфографической зоркости – считают важнейшей причиной орфографических ошибок.
Если признать, что умение обнаруживать и прогнозировать орфограммы в письменном тексте – это базовое орфографическое умение, то и закладывать его надёжные основы следует в начальных классах. Всякая учебная работа, выполняется ли она с интересом или без особого интереса, требует от учащихся определённого напряжения сил, определённой затраты энергии.
К.Д. Ушинский предупредил учителей, что из учения не следует делать только игру или забаву, что это серьёзный труд, требующий напряжения сил. Если учитель не научит учащихся тщательно исправлять ошибки, указывая при этом на их характер, то ошибки не исчезнут в письменных работах.
Итак, внимание к слову, установка на запоминание, активность мыслительных процессов, сознательное отношение в работе, волевое напряжение – всё это имеет большое значение в формировании орфографических навыков у младших школьников.
О чём обычно в первую очередь заботиться учитель, начиная вводить первоклассников в проблемы орфографии? О том, чтобы как можно раньше познакомить детей с правилами (например, со способами проверки безударных гласных) и как можно быстрее приступить к их практическому применению. Правомерна ли такая логика действий учителя? Обратимся к мнению учёных.
М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
- увидеть орфограмму в слове;
- установить тип орфограммы, соотнести её с определённым правилом;
- определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
- определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
- решить задачу, т.е. выполнить последовательное действия по алгоритму;
- написать слово в соответствии с решением задачи и осуществлять самопроверку.
На основе анализа и обобщения нашего опыта и опыта учителей, успешно работающих над формированием орфографических навыков у младших школьников, изучения лингвистических и психолого-педагогических основ изучения орфографии в школе, можно сделать следующие выводы:
1.                В работе над формированием орфографических навыков у младших школьников необходимо опираться на знание основных принципов орфографии в школе, а так же учитывать возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы и т.д.
2.                Приёмы, методы, формы, используемые в ходе этой работы, самые разнообразные: это выработка фонематического слуха в результате проведения звуко-буквенного анализа, решение орфографических задач методом запоминания и другие; систематическая и целенаправленная работа над орфографическими ошибками.
3.                Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше, прочнее детьми тогда , когда он подаётся не в «сухой» форме правил учебника0, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых сильных трудных правил и понятий.
Библиографический список:
1.                Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: АКАДЕМИЯ, 2006. – 224с.
2.                Варгина Т.П. Пусть ученик полюбит слово//Начальная школа. – 2001. №7.- с 61-66
2022-11-09 13:29 2022