НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Дурягина А.А, Сигова К.А. Использование интерактивной доски в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf

Современную жизнь больше невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль подготовки детей к школе. В настоящее время лишь немногие дошкольные образовательные учреждения строят свою деятельность в соответствии с новыми требованиями, учитывают актуальные тенденции, в том числе связанные с использованием в ходе образовательного процесса современного оборудования, в остальных случаях педагоги либо малокомпетентны, либо в ДОУ не предусмотрено интерактивное оборудование.
Грамотное применение возможностей интерактивной доски (далее ИД) позволяет педагогам-дошкольникам: повысить качество образования детей за счет сочетания традиционных и интерактивных методов организации образовательной деятельности; представлять информацию в различной привлекательной для детей форме (аудио, видео, анимация и т.д.), что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала, помогает активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти, мобилизовать внимание воспитанников, проводить непосредственно образовательную деятельность на высоком методическом уровне.
Проблема, которая может возникнуть при использовании ИД в образовательном процессе, это профессиональная компетентность педагогов умение не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет. Для этого педагогам нужно пройти курсы повышения квалификации и углубить свои знания в данной области.
Непосредственно-образовательная деятельность организуется таким образом, что дети самостоятельно имеют возможность работать у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимать объяснения воспитателя. Это позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную мотивацию. Детям нравится быть участниками образовательного процесса.
Интерактивную доску целесообразно использовать на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Например, рассмотрим универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями – на примере сочинения рассказов по картинке. Это задание можно выполнить 3–мя способами. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ. (1 – начало, 2- продолжение, 3 – конец) Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.
Задание 2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.
Задание 3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ.
Еще один пример возможности работы воспитанников в режиме диалога на занятиях по развитию речи:
Задание 1. Игрушки перепутали, требуется помощь ребят, они называют, что именно подарили Алине, а что Саше. (На интерактивной доске изображение мальчика и девочки, игрушек)
Варианты:
1.       «Чья игрушка?» Зоина кукла. Сашин робот.
2.       «Подбирай, называй, запоминай». С игрушками в магазине, что можно делать? Рассматривать, трогать, выбирать, покупать.
Задание 2. «Поможем маме». Необходимо разложить продукты в соответствующую посуду. Хлеб в хлебницу, сахар в сахарницу, молоко в молочник и т.д. При этом в каждом задании, детям необходимо сопровождать свои действия речью или объяснять свой ответ.
Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Развиваются:
1.       наглядно-образное, словесно-логическое мышление;
2.       активно пополняется словарный запас;
3.       способствует развитию связной речи.
Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную и речевую пассивность детей на занятиях, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
— использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды;
— интерактивное оборудование может быть использовано в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций;
— необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т. е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка. Но в то же время нужно помнить, что интерактивное оборудование не может заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Компьютер только дополняет педагога, а не заменяет его.

Библиографический список

1.      Баранова В.Н., Белоусова Р.Ю., Дурнова И.Н. Информатизация дошкольной образовательной организации: управленческие и педагогические аспекты: [методическое пособие] / Баранова В. Н., Белоусова Р. Ю., Дурнова И. Н. - Москва: ТЦ Сфера, cop. 2016. - 124 с.;
2.      Бойко Е. В. Использование интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1765/ (дата обращения: 03.07.2019).1ё
3.      Киселева О. И. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему организации методической работы в ДОУ / О. И. Киселева // Вестник дошкольного образования. – 2018. – № 10(12). – С. 83-86.
2019