Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Махиня Л. В. Роль пословицы в развитии патриотизма на уроках русского языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf


Меняются времена, меняются законы, но остаются неизменными результаты народного творчества: пословицы, поговорки, сказки. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества. Народ – воспитатель, народ – педагог…
За свою многовековую историю народы нашей страны создали огромное количество пословиц и поговорок. Меткие и образные, эти маленькие жемчужины народной мудрости веками передавались от одного поколения другому. В яркой форме в них запечатлен богатый жизненный опыт народа, его высокие моральные качества. Постичь пословицы - это значит глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину. «Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые пословицы и поговорки… Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов», - говорил А. Н. Толстой. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.
Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение.
Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине. Обратимся к значению слова «Родина», в толковом словаре оно определено как – «место возникновения, происхождения чего-либо; страна, в которой родился человек и гражданином которой он считается». Синоним слова «Родина» - отечество. Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине – патриот.
Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества: «С родимой земли - умри не сходи», «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит», «Один в поле не воин», «Храбрость города берёт». Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени. В образных и выразительных изречениях народ воплотил горячую любовь к Родине и ненависть к ее врагам — иноземным захватчикам. Народные изречения тесно связаны с историей. В них запечатлены военно-исторические события, многолетний военный опыт. Несколько древних народных военных изречений дошло до нас в русских летописях. Знаменитый князь Киевской Руси Святослав, обращаясь к воинам своей дружины перед нашествием врага, воодушевлял их: «Да не посрамим земле Русские, но ляжем костьми, мертвы, ибо срама не имам».
Пословицы – это богатый материал для работы на уроках русского языка.
1.Любая пословица о Родине может стать темой для сочинения:
В Российскую армию пошёл - семью нашёл.
Техникой владеешь, так и врага одолеешь.
Трус и в жизни мёртв, а храбрый и мёртвым живёт.
Тяжело в учении - легко в бою.
У сметливого солдата и рукавица граната.
2. Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку:
Тема: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.)
Родная сторона - мать, чужая – мачеха.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Жить — родине служить.
Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Дружно за мир стоять — войне не бывать.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Чужбина - калина, родина – малина.
Тема: “Прилагательные полные и краткие” (5 кл.)
Своя земля и в горести мила;
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Где выросла сосна, там она и красна.
Своя земля и в горести мила.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Русский в словах горд, в делах тверд.
Тема: “Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.)
За морем теплее, а у нас светлее.
Дым отечества светлее чужого огня.
Чем крепче дружба, тем легче служба.
Одним из составляющих патриотизма является воспитание трудолюбия. В труде выражается любовь к Родине, забота о могуществе её и процветании. Это ли не истинный патриотизм?
Пословицы, используемые при изучении темы «Правописание – тся и — ться в глаголах» (5 кл.)
Например, вначале записываем пословицы:
Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.
Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.
Ходит журавль по болоту, нанимается на работу.
Всякий человек в деле познается.
Где кто родится, там и пригодится.
Тема: «Ь в глаголах 2 лица единственного числа»
Бдительного воина врасплох не застанешь.
Былой славой боя не выиграешь.
Как повоюешь, так и прославишься.
Никогда не отбивайся, а всегда сам бей, одними отбивами врага не одолеешь.
Служи по уставу, завоюешь честь и славу.
При изучении темы: «Сложное предложение» (5 кл.)
Воин врагов побивает, а трус корысть подбирает.
Воинские подвиги шумят и блестят, гражданские темны и глухи.
Война - это волк, он может прийти и к вашей двери.
Где коза прошла, там и солдат пройдёт.
Герой никогда не умрёт - он вечно в народе живёт.
Храбрый солдат стреляет тогда, когда видит цель.
Задание «Половинки» (задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности). Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.
Бой - святое дело, иди на врага смело.
Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.
В приказе слов немного, да произносят их строго.
Военному делу учиться - всегда пригодится.
Войну хорошо слышать, а тяжело видеть.
Где тревога - туда и дорога, где ура - туда и пора.
Если в сердце воина нет мужества, не помогут ни сила, ни его оружие.
Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»
Друг за друга стой - выиграешь бой.
Дружба дружбой, а служба службой.
Друзья познаются в бою.
Если армия сильна, непобедима и страна.
Если народ один, он непобедим.
Задание «Распавшиеся пословицы»
(служить, Родине, жить) Жить - Родине служить.
Воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего дня. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой культурой.
Таким образом, через пословицы и поговорки народ воспитывал в своих детях патриотизм и желание защищать народ от беды. Историческая память, традиции семьи – важнейшие факторы воспитания. Поэтому, перед нами – живущими сегодня, стоит задача – сохранить, знать и передать следующим поколениям пословицы и поговорки.

Библиографический список

1.Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
2.Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59–63
3.Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
4.Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1. – С. 93 – 101
5.Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
2021