Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Кораблёва Е.Е. Развитие и поддержка детской самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


В нормативных документах РФ сформулирован социальный заказ государства: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В соответствии с ФГОС ДО (п.1.4) одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Одним из основных принципов дошкольного развития выступает поддержка детей в различных видах деятельности через самостоятельность и инициативность, которые проявляются как в свободной деятельности, так и в организованной: самообслуживание и бытовой труд, продуктивная деятельность, самоорганизация, коммуникация и т. д.
ФГОС ДО дает описание деятельности дошкольников в соответствии с направлениями развития, представленными пятью образовательными областями:
– социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
– познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации, творческой активности и воображения;
– речевое развитие направлено на овладение речью, обогащение активного словаря;
– художественно-эстетическое развитие формирует предпосылки к пониманию произведений искусства, мира природы, реализации самостоятельной творческой деятельности;
– физическое развитие позволяет приобрести опыт в различном двигательном поведении детей, знание норм закаливания и правил здорового образа жизни.
При организации работы по этим направлениям необходимо придерживаться некоторых принципов:
– активной деятельности – стимулирование на поиск новых знаний под руководством педагога (или родителя);
– вариативности – предоставление возможности для самовыражения через решение проблемных ситуаций, интерактивные игры, поисковую деятельность;
– креативности – создание ситуаций для реализации творческого потенциала; разнообразие форм и методов организации познавательной деятельности дошкольников.
При создании условий для развития инициативы, активности и самостоятельности необходимо учитывать следующие факторы:
– разнообразие содержания развивающей среды;
– возрастные и индивидуальные особенности каждой возрастной группы;
– стимулирование развития поисково-познавательной деятельности средствами образовательной игровой среды.
Система коррекционной работы в речевых группах предусматривает самостоятельную деятельность ребёнка в специально организованной предметно-развивающей среде, призванной создать комфортную обстановку, стимулирующую речевое развитие ребёнка.
Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду осуществляются в форме самостоятельной инициативной деятельности.
Способы поддержки детской инициативы:
- экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей;
- экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий;
- сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств;
- моделирование различных устройств;
- игры, игровые приемы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели;
- образно-смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей всех детей и каждого ребенка;
- игры-представления по кумулятивным сказкам и игровым сюжетам поэтических и фольклорных произведений;
- использование алгоритмов при создании различных целостностей;
- создание воображаемых миров;
- совместное детско-взрослое сюжетосложение с элементами режиссерской игры;
- коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов);
- проектирование «культурного» пути создания «полноценного» творческого продукта;
- организация среды, задающей структуру партнерских действий взрослых и детей;
- педагогические идеи, инициирующие развивающиеся содержание детской деятельности, источником которых является социокультурное окружение (музей, библиотека, театр и другие культурные ресурсы города);
- сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культурным содержаниям у воспитанников;
- проблемные вопросы педагога, задающие детям разные типы поиска ответов – единство верного и различных вариантов «верных» ответов;
- дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие» является приоритетным направлением в группах для детей с ТНР и поддержка детской инициативы и самостоятельности в речевом развитии идет по следующим направлениям:

Создание условий

- Оборудованы речевые зоны, где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики;
- Разнообразный дидактический материал для развития речи: картины (предметные и сюжетные), серии картин, раскраски, детские рисунки, наглядно-иллюстрационный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, имеются сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха;
- Альбомы с детскими фотографиями, отображающими различные события из жизни детей;
- Книжный уголок с богатым подбором художественной литературы для детей, а также познавательной образовательной детской литературы

Позиция педагога

- Развитие активного и пассивного словаря детей, постоянное обогащение их словарного запаса, поощрение к использованию новых слов;
- Ежедневное использование в работе с детьми дидактических речевых игр, отгадывание загадок, применение пословиц и поговорок, образных выражений;
- Ежедневное чтение детям;
- Поощрение стремления детей делать собственные умозаключения, внимательное выслушивание всех его рассуждений, относится к таким попыткам внимательно, с уважением;
-Поддержка стремления ребенка рассказывать о личном опыте, поделиться своими впечатлениями

Организация детей

- Применение различных видов образовательной деятельности;
- Использование дидактических речевых игр при реализации всех образовательных областей;
- Организация речевого общения детей во время образовательной деятельности по всем направлениям развития детей

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой дети по желанию объединяются, действуют самостоятельно, осуществляют свои замыслы, познают мир. Дети овладевают необходимыми умениями и навыками организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с правилами, а также игровыми действиями с игрушками и предметами–заместителями. Задача воспитателя – мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя – анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.
Таким образом, детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Стимулируя развитие самостоятельности и инициативности, мы показываем новые возможности детям через самооценку и самоконтроль, раскрываем успешную перспективу не только в школе, но и на протяжении всей жизни.
Список литературы
1. Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. – СПб.: Реноме, 2012.
2. Модель Н.А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества. Часть 1. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
3. Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС / сост.: И.А. Бурлакова. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. – 158 с.
4. Ригина Н.Ф. Педагогические технологии воспитания, социализации и обучения» особых детей // Логопед. – 2016. ­– № 6.
2019