Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Вознесенская Е.П. Музыкотерапевтические возможности инклюзивного образования в музыкально-педагогическом колледже

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


Проблема организации образования с предоставлением равных прав для лиц с ОВЗ и инвалидов активно обсуждается и в педагогическом сообществе, и на государственном уровне РФ. Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Система развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которая учитывает организацию их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях совместно с другими детьми, является одним из приоритетных направлений, активно разрабатываемых в современном образовательном процессе России. Во многих российских регионах накоплен большой опыт, определены ресурсы, разработаны методические рекомендации, способствующие тому, чтобы сделать обучение более инклюзивным.
Основная задача в этом направлении сформулирована Д.А. Медведевым: «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества» [1].
Реализация в России инклюзивного образования ставит вопрос о необходимости внедрения интеграционных инноваций в разные уровни системы образования. Одним из вариантов такого внедрения является арттерапия в целом, и музыкотерапия, как одно из ее направлений.
Музыкотерапия, как метод, определяющий музыку в качестве средства коррекции, предоставляет широкие возможности для коррекции при эмоциональных нарушениях, страхах, двигательных и речевых расстройствах, психосоматических заболеваниях, отклонениях в поведении, при коммуникативных затруднениях и пр. Эти свойства музыкотерапии позволяют использовать ее принципы для организации инклюзивного образования в процессе обучения учащихся с ограниченными возможностями в образовательных школах и средних профессиональных учреждениях.
Музыкотерапия, как одно из подразделений арттерапии, – это достаточно новое, активно развивающееся направление нетрадиционной медицины и современной педагогики. Хотя о лечебной силе воздействия музыкального искусства известно еще из трудов философов в Древней Греции, Китае и Индии, из трактатов практикующих медиков от Средних веков до XIX века, интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины и в России проявился в XX веке. Именно в это время комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира, выявил активное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Было доказано, что положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обусловливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Эти выводы российских ученых и легли в основу научного обоснования арттерапии, как использования искусства в коррекционной работе с детьми и взрослыми.
Необходимость изучение возможностей арттерапии и внедрения их в учебный процесс в современной педагогике уже не подвергается сомнению. Исследованиями документально подтверждено позитивное влияние музыкотерапии как на решение вопросов психокоррекции детей общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений, так и на удовлетворение потребностей социальной адаптации детей и подростков с ОВЗ. Знание принципов и результативности применения музыкотерапии является основой для определения эффективных форм оказания образовательных услуг детям с ограниченными возможностями. В этом ракурсе проблема инклюзивного обучения учащихся музыкальным дисциплинам может иметь несколько аспектов рассмотрения:
1. Аспект социализации. Коллективные формы исполнительства в хоре или на музыкальных инструментах, совместное прослушивание и обсуждение музыкальных произведений восполняют потребность в общении со сверстниками, способствуют развитию навыков социализации.
2. Аспект частичной коррекции проблем физического развития. Использование пения, игры на музыкальных в качестве физических упражнений делает музыкотерапию одним из основных факторов, способствующих коррекции различных нарушений у детей и подростков.
§  Так, уроки вокала могут быть направлены на тренировку артикуляционного аппарата, исправление дефектов произношения, регуляцию дыхания.
§  Занятия по ритмике – на развитие психомоторики, координации движений, укрепление опорно-двигательного аппарата.
§  Игра на музыкальных инструментах поможет в решении двигательной реабилитации в плане тренировки зрительно-моторной координации, развития различных групп мышц, координации, точности, ловкости и пластики движений.
3. Аспект психоэмоциональной адаптации. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя. Поэтому ключевым фактором обучения студентов с ограниченными возможностями является правильный выбор музыкальной программы в классе основного инструмента, вокальном и хоровом классах, на других музыкальных предметах.
4. Аспект когнитивного развития. Занятия музыкой в целом и изучение музыкальной литературы, в частности, способствует развитию познавательных способностей – памяти, внимания, творческого мышления, экспрессии, развитию слуха и слуховой памяти, пластического и художественного чувства, обогащению словарного запаса.
5. Аспект реабилитации. Получение знаний по различным видам искусства, возможность творческой самореализации дает обучающемуся возможность проявить себя в творческой профессии, не обязательно связанной с ежедневным посещением офисного рабочего места.
Но, резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что, использование возможностей музыкотерапии при обучении учащихся с ОВЗ в учебных заведениях эстетической направленности имеет как свои преимущества, так и связано с определенными техническими и технологическими сложностями. Изучая состояние инклюзивного образования в России, директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУС.В. Алехина отмечает: «… в настоящее время мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения. Основной вопрос в том, как сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ получил не только богатый социальный опыт, но были реализованы в полной мере его образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей» [1].
И, если в рамках общего образования, более широкое и действенное применение возможностей арттерапии может стать одним из возможных вариантов решения проблемы адаптации, то в контексте получения профессии педагога-музыканта есть ряд существенных ограничений. Все-таки, арттерапия в целом и музыкотерапия, в частности, более подходит для реабилитации детей с ОВЗ в социуме. И в этом контексте обучение студентов музыкально-педагогических колледжей для работы с такими детьми открывает широчайшие возможности для внедрения инновационных методик в корректирующую педагогическую деятельность.

Библиографический список:

1.       Алехина С.В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». URL: http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing /issue/36287_full.shtml (дата обращения: 05.10.2017)
2.       Введение в артпедагогику и арттерапию. [Электронный ресурс] // URL:
http://lektsia.com/6x3200.html (дата обращения 18.10.2017)
3.       Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. - 2003. - № 5.
elenapv@list.ru
8-917-870-52-17
2018