НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Алексеева В. Т., Портнова Л. Г., Панкова Я. В. Педагогический проект с детьми подготовительной к школе группы на тему «Юные журналисты»

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. ПРОБЛЕМА
 В настоящее время речевое развитие детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель память, информации.
 Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Самым сложным из всех речевых умений, которым ребенок овладевает в дошкольном возрасте, является умение рассказывать.
 По результатам исследований педагогов-практиков, почти у 60% детей, поступающих в первый класс, часто встречаются определенные нарушения или отставание в речевом развитии, в т.ч. нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, низкий уровень сформированности связной речи, что может стать в дальнейшем причиной дисграфии, дислексии, снижения успеваемости.
 Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон: речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие диалогической и устной монологической речи закладывает основы успешного обучения в школе.
Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование речевой компетентности, т.е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.
 Принимая во внимание актуальность данной проблемы, педагогам подготовительной к школе группы предлагается реализованный долгосрочный творческий проект «Юные журналисты», участниками которого воспитатель, воспитанники подготовительной к школе группы и их родители. Организация проектной деятельности отвечает требованиям современного дошкольного образования. Внедрение проектной технологии в образовательный процесс
требует усилий со стороны воспитателя, поэтому им оказывается реальная методическая поддержка.
ЦЕЛЬ
Содействие становлению интеллектуальной и социальной компетентности детей в процессе речевой, игровой и продуктивной творческой деятельности.
ЗАДАЧИ
1. Овладение детьми связной диалогической и монологической речью посредством изучения основ профессии журналиста;
2. Обучение их построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, обоснованно, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительностью;
3. Расширение и активизация словарного запаса.
4. Развитие коммуникативных навыков и эффективного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада.
5. Формирование у воспитанников чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела.
6. Развитие жизненно-необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение.
Сроки реализации:
2020-2021 учебный год
1.Дети без труда могут провести беседу со взрослыми, включающую 5-7 вопросов.
2. Дети научатся грамотно задавать вопросы и отвечать на них в соответствии с нормами речевой культуры.
3. Дети научатся выслушивать собеседника, не перебивая его, сдерживать себя, ожидая возможности задать следующий вопрос, правильно выстраивать фразы в диалоге, склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий, деепричастий.
4.Поступая в школу, дети будут уверенно отвечать у доски в классе, участвовать в школьных олимпиадах, конкурсах.
УЧАСТНИКИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Воспитанники:
Активно участвуют в мероприятиях проекта
Родители:
Взаимодействуют, сотрудничают с педагогами при организации мероприятий, запланированных в рамках реализации проекта.
Воспитатель:
Проводит занятия, беседы, игры, упражнения, осуществляет подбор необходимого материала.
Старший воспитатель:
Осуществляет методическое сопровождение в реализации проекта
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап:
Определение темы проекта, цели и задач, изучение статьи о работе журналистов, составление плана проектной деятельности
Основной этап:
Направления работы:
§  образовательная деятельность с детьми
§  взаимодействие с родителями
§  встречи с интересными людьми и гостями ДОО
Заключительный этап:
- педагогический мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»
- репортаж об интересном событии «Выпуск в школу» (групповая газета «Новости от Почемучек»)
-выставка семейных газет
- встреча с родителями «На пороге в школу» (презентация итогов реализации проекта «Юные журналисты»)
- презентация проекта на итоговом педагогическом совете
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Образовательная деятельность с детьми в рамках проекта:
Сентябрь:
1. Беседа «Профессия – журналист»
2. Дидактические и развивающие игры:
·          «Назови профессию»
·          «Играем в профессию»
·          «Какие предметы делают жизнь журналиста удобной»
 3. НОД по речевому развитию «Составление рассказа «Журналист – профессия творческая»
 4. Сюжетно-ролевая игра «Журналисты»
Октябрь:
 Игра «Журналисты» (педагоги выступают в роли журналистов и задают вопросы детям при организации рефлексии на занятиях, о проведении мероприятий, прогулок)
 Ноябрь – декабрь
- Упражнение «Я беру интервью»
- Игра «Дружеское интервью» (ежедневно)
- Словесная игра «Угадай, о ком я говорю!»
- Дидактическая игра «Подбери то, что тебе нужно для работы»
- Игра «Составьте рассказ-описание о профессии журналиста с опорой на план»
Как называется профессия?
В чем она заключается?
Какие качества нужны человеку этой профессии?
Какими знаниями должен обладать человек этой профессии? Дополнительные сведения о профессии.
Январь
- Промежуточный педагогический мониторинг:
Метод изучения: наблюдение
- Игра «Телевизор»
Февраль
-знакомство детей с газетой и журналами, как средством массовой информации: их назначением, темами статей и заметок, особенностями оформления
- игровые ситуации:
·          «Репортаж»
·          «Интервью с корреспондентом»
·          «Телевидение»
- словесная игра «Не пропусти профессию»
Март
- Игровая ситуация: телевидение «Мы в прямом эфире» (проведение специального праздничного канала «Тепло сердец для милых мам») на ZOOM площадке, дистанционно (праздничный концерт, посвященный Международному женскому дню)
-Издание газеты «Новости от почемучек», в которой дети поделятся важными и значимыми событиями:
№1 « Городские малые олимпийские зимние игры»
№2 «Всемирный день театра»
-Встречи с интересными людьми разных профессий: библиотекарь Молодежной библиотеки им. К.И. Чуковского.
Апрель:
- Встречи с интересными людьми разных профессий:
·          с учителем начального звена СОШ №31 на ZOOM площадке «Мы будущие первоклассники» - 1 неделя
·          повар - 1 неделя
·          заведующий – 2 неделя
·          инспектор ГИБДД – 3 неделя
·          инспектор по пожарному надзору- 4 неделя
- Издание газеты «Новости от почемучек», в которой дети поделятся важными и значимыми событиями: календарь знаменательных событий и памятных дат»
№3 - 2 неделя апреля
№4 – 4 неделя апреля
Заключительный этап:
Май
- педагогический мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»
- презентация проекта на итоговом педагогическом совете
- репортаж об интересном событии «Выпуск в школу» (групповая газета «Новости от Почемучек»)
-выставка семейных газет
- встреча с родителями «На пороге в школу» (презентация итогов реализации проекта «Юные журналисты»)
- презентация проекта на итоговом педагогическом совете
Взаимодействие с родителями:
- встреча с родителями на ZOOM площадке «Скоро в школу»: информирование родителей о реализации проекта «Юные журналисты»
- памятка для родителей «Обсуди интервью с ребенком»
- памятка – буклет «Играем дома»
- консультативный материал в Сетевом городе. Образование
- привлечение родителей к составлению статей в групповой газете «Новости от Почемучек»
- привлечение родителей к изготовлению семейных газет

Библиографический список

Арушанова А.Г., Дурова Н.В.,. Иванкова Р.А, Рычагова Е.С Истоки диалога 5-7 лет, М., Мозаика-синтез, 2004
Макаров А.В. Веселая журналистика для детей и взрослых. Онлайн – книга, 2018
Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. Педагогика, 1918 г

2021