Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf
Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Работа над словарными словами не может идти изолированно от всей остальной работы над грамотностью, поэтому необходимо заложить у школьников основу навыков орфографической зоркости, научить их внутреннему «тормозу», т.е. остановке перед написанием любого слова, так как недостаточно научить школьников писать, надо еще научить их думать при письме. Этому способствует, наряду с традиционной, ассоциативная методика, или методика ассоциативного запоминания словарных слов, описанная И.Ю. Матюгиным в книге «Как запоминать словарные слова». Автор
называет проблему: учащиеся школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов; формулирует цель – научить правильно писать словарные слова; определяет средство – использование метода ярких ассоциаций.
Суть метода: трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова и помогает правильно написать слово с орфограммой.
Учителю следует помнить, что нельзя навязывать ученикам свои ассоциации, нельзя перегружать ассоциациями их память.
Ассоциации могут быть разными.
Графические ассоциации
При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.Если взять слово
карандаш,
то на картинке должен быть не только карандаш, но и буква
А
.
Эта картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять этот путь: сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки.
В I классе в период обучения грамоте целесообразно использовать следующие упражнения.
– Присмотритесь к буквам алфавита. Немного воображения – и они напомнят вам окружающие предметы.
Придумайте свои картинки, на что похожа буква, нарисуйте или опишите словами.
Вы можете выбрать печатные или письменные буквы, как вам удобно.
– Найдите на иллюстрации, в окружающих вас предметах спрятавшиеся буквы.
Звуковые (фонетические) ассоциации
Предпочтительны в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна, и тогда ученики запомнят с первого раза орфограмму или ударение.
Например: слово
завтрак – рак.
Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: На завтрак раки.
Багаж – Носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжелый багаж!»
Базар – Бабы на базаре.
Береза – Белая береза.
Билет – Автобус сигналит: би-би, купи билет!
Брошюра – Брошь подарил мне Юра.
Велосипед – На велике едут лоси.
Ветер – Ветер обдувает раны ветерана.
Винегрет – Виноград ели негры или: Винт негру попался в винегрете.
Герой – Гена – герой или: У героя герб на щите.
Деревня – Дед в деревне или: Деревня из дерева.
Железо – Железо режу еле-еле.
Женщина – Женщина варит щи.
Запад – На западе солнце падает.
Инженер – Женя – инженер.
Капуста – Капает дождь по капусте «Кап-кап».
Кастрюля – Каска из кастрюли.
Квартира – Ква-кв – хорошая квартира.
Комната – Комната у Наты.
Корзина – Короб тащит Зина.
Коридор – Корки в коридоре.
Костер – Костя развел костер.
Кофта – Кофта цвета кофе.
Лопата – Лопата лопнула.
Магазин – Маг в магазине продает бумаги.
Малина – Малина маленькая.
Мебель – Мебель из ели.
Метро – В метро спустились козы и блеют: «Ме-ме-ме!»
Морковь – Морковь мокрая.
Осина – На осине живут осы.
Пальто, костюм – У Паши пальто, у Кости костюм.
Паук – У паука папа.
Пенал – Пенал моют пеной.
Работа – Раб работает.
Рисунок – На рисунке рис.
Рябина – Рябину клюет курочка Ряба.
Салют – Салют из сала.
Сапоги – Саша в сапогах.
Собака – Жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня.
Стадион – Стадо диких зверей на стадионе.
Тарелка – Тарелка – это тара.
Топор – Топор топает топ-топ.
Троллейбус – На троллейбусе едут тролли с лейками.
Улица – На улице встречаю знакомые лица.
Чувство – Уважай чужие чувства.
Ударение
Жалюзи – Орешки лучше не грызи, а задерни жалюзи.Договор – Зарифмуйте: договор украл вор.
Торты – Съели торты, и не налезли шорты.
Звонит – Вам звонит Айболит.
Звонишь – Если мне не позвонишь, то меня ты удивишь.
Каталог – Упал каталог – обвалился потолок.
Квартал – Завершается квартал, кто теперь богаче стал?
Щавель – Любишь сладость-карамель, а полезнее щавель или: Говорили о земле, о котле и щавеле.
Баловать – Чтобы слез не проливать, лучше уж не баловать.
Красивее – Быть куда красивее поможет платье синее.
Облегчить – Чтобы много не тащить, нужно ношу облегчить.
Сливовый – Прокисший сливовый компот быстро слили в огород.
Свекла – Дождь прошел, намокла в огороде свёкла или: И заметил сокол, сколько мокрых свёкол или: Долог путь окольный, вкусен борщ свекольный.
Завидно – Так завидно, что ничего не видно.
В слове спряталось другое слово
Базар – На базаре база.Богатство – Бог дал богатство.
Валенки – Валенки у Ленки.
Вдруг – Друг друга.
Веранда – На веранде Вера.
Гореть – Горе гореть!
Горизонт – Гори, зонт!
Иногда – Иногда не чувствую ног.
Котлета – Кот все лето ел котлету.
Лисица – Братец Лис.
Магазин – В магазине работает маг.
Облако – На облаке лак.
Пианино – Пианино Анино.
Пират – Пират идет на пир.
Пловец – Пловец плывет в плове.
Ракета – В ракете рак.
Сверкает – В новом платье сверкает Верка.
Соловей – Соловей поет соло.
Солома – Солома поет соло.
Трамвай – Трамвай съело чудовище – Ам!
Ужин – Ужи на ужин?
Учитель – Учитель учит ель.
Хорошо – В школе хороший хор.
Фамилия – Ноты фа и ми.
В работе возможно использование комбинированного метода, т.е. запоминание графических и фонетических ассоциаций одновременно. Этот метод применяется в том случае, если в слове содержится несколько непроверяемых букв: майонезом испачкал майку.
Психологи утверждают, что информация, подкрепленная эмоциями, фиксируется в памяти лучше. В этом случае ученики привыкают внимательно вглядываться в каждое слово, рассматривая его с разных сторон, и начинают самостоятельно решать умственные задачи. Когда ученикам было предложено для запоминания слово ветер, у них появилось много интереснейших идей: например, одни сразу увидели, что сама письменная буква е очень похожа на ветер, движение воздуха; другие настаивали, что надо придумать мини-сказку: «Ветер вертел вертолетом-ветролетом».
Для запоминания слова пассажир ученики придумали предложение: Пассажир берет билет в кассе и танцует «Асса-асса».
В результате такой работы школьники самостоятельно могут решить, каким способом проще запомнить словарное слово. Способов таких много, главное, чтобы они развивали эмоционально-образное мышление. Уроки тогда станут интереснее и эффективнее. Затраченные на это энергия и время не пропадут даром: во-первых, то, что человек придумывает сам, остается в его памяти надолго; во-вторых, совершенствуется ассоциативное мышление и развивается фантазия – основа любой творческой деятельности, в-третьих, переход от пассивного потребления информации к активному ее созданию может изменить в лучшую сторону всю жизнь человека.
При таком подходе в работе над словарными словами решаются умственные задачи, ученики легко запоминают их, грамотно пишут, начинают правильно использовать в речи, расширяют свой словарный запас, развивают ассоциативное мышление, творческие и познавательные способности. Кроме того, учащиеся получают удовлетворенность от проделанной работы.
Библиографический список
1. Матюгин И.Ю. Как запоминать слова. М., 1997.2. Матюгин И.Ю. Как развивать хорошую память. М., 2003.
3. Матюгин И.Ю. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. М., 1994.