Современные исследования в области педагогики и психологии, передовые мировые практики сместили акцент с ориентации на дефициты (ребенок еще не может и зависит от стимулов извне) на ориентацию на компетентности, их укрепление и развитие, на то, что ребенок может, на поддержку его интересов и активности, развитие способностей и инициативы. Именно в дошкольном возрасте взрослые (педагоги и родители) должны создавать условия, чтобы дети научились ставить цель и терпеливо идти к ней. Дети активны и любознательны по своей природе и хотят принимать участие во всем, что происходит вокруг. Играя активную роль в процессе своего образования, они являются его действующими лицами (субъектами) с собственными разнообразными возможностями выражения, своим мнением, способностью к принятию решений и ответственности согласно своему развитию. Итак, перед нами (педагогами и родителями) стоит проблема в необходимости создать условия для участия детей в организации РППС через переосмысление роли ребёнка как субъекта образовательной деятельности; оптимизацию способов и технологий взаимодействия участников образовательных отношений; организацию РППС, позволяющую ребенку проявить активность, инициативность и самостоятельность. Современный детский сад – это уютный дом, в котором ребенку интересно жить. Педагоги и родители ответственно подходят к обустройству группового помещения, иногда, обращаются за помощью к профессиональным дизайнерам для эстетичного оформления пространства (в нашем случае это стены групповых и спален, холлов, музыкально-спортивного зала). При оформлении учитывают сочетание цветов, тематику, красивую мебель, декор. Однако, дети не всегда чувствуют себя в детском саду как дома. А все, потому что то, что важно взрослым – иногда, совсем неважно детям. Что же важно детям? В первую очередь, им важно ощутить и увидеть себя в «своем» пространстве, понять собственную значимость, проявить активность и инициативность, реализовать свои интересы. Взрослым надо помнить, что детский сад – это дом для детей и они в нем хозяева. И раз дети хозяева, то надо им доверить участвовать в организации РППС, т.е. своего дома. Каким образом это можно сделать? Нашим коллективом определены три направления наших действий: Во-первых, детей можно и нужно привлекать к оформлению группы. Как дети могут себя представлять в оформлении пространства? Одним из значимых для детей элементов среды в детском саду, являются их творческие и исследовательские работы: рисунки, аппликации, поделки, стенгазеты. Замечательно, если это творчество представлено в оформлении группового помещения и детского сада в целом. Дизайн детского сада руками детей - это не самоцель! Главное – дети должны видеть вокруг себя то, что они создают своими руками. Задача педагогов, в первую очередь, создать условия для проявления творческой активности детей. Творческая деятельность - важнейшая часть дошкольного образования. Когда дети творят, результатами деятельности становятся красочные картины и поделки из самых необычных материалов. При этом дошколята получают разнообразный опыт взаимодействия с материалами и постигают сам процесс творчества, они заняты полезным делом – они творят! То, что делают дети – это шедевр не только для детей, но и для взрослых! Ребятам очень хочется показывать свои работы друг другу и взрослым, слушать похвалу. Дошкольники постоянно испытывают потребность в творческой деятельности, которая лучше всего реализуется в проектах. Проектная деятельность идеальна для развития творческих способностей детей. Дети проявляют себя в оформлении пространства, выступают в роли дизайнеров. Предлагают свои идеи, обсуждают их с друзьями, планируют работу, выбор средств и материалов. В детском саду появляются: индивидуальные и коллективные детские рисунки и работы, необычные элементы декора, фото детей и родителей, стенгазеты, сделанные с участием детей. Детское творчество представлено в оформлении групповых помещений, холлов, музыкального зала, выставок. Так, появляется пространство не «для детей», а пространство, созданное ими самими, или в сотрудничестве с взрослыми. Во-вторых, дети участвуют в создании игр, пособий по темам проектов группы, по просьбе взрослых, друзей – они получают нравственную мотивацию, практику в творчестве, и их действия оценивают сверстники и взрослые. Игра - уникальный педагогический инструмент, позволяющий расширить кругозор, получить собственный значимый опыт и новые знания. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве. Л.С Выготский, который понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребенка и как основу для преобразования игровых действий в умственные, назвал её «девятым валом развития дошкольного возраста», ведущим средством обучения и воспитания. В игре воспитатель ненавязчиво развивает интеллект ребенка, осуществляет нравственно - волевую, физическую подготовку. В детском саду широко применяются дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Важно понимать, что педагоги, не только помогают детям понять правила игры и соблюдать их, но и поощряют детей инициировать собственные идеи для развития игры, а также создания собственных игр. С огромным удовольствием дети подготовительной к школе группы создают дидактические игры: лото, домино, игры-ходилки, атрибуты к сюжетно-ролевым играм и др. С их помощью можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, прививать культуру общения. Дети бережно относятся к таким играм, постоянно вносят в них что-то новое. В-третьих, дети могут самостоятельно наводить порядок в Центрах активности. С появлением новых контейнеров-накопителей в «ПрофЦентре», возникла необходимость навести порядок, разложить и расставить все по местам. Желающих оказалось достаточно! С удовольствием наблюдала, за тем, как ребятам удалось договориться, кто и что будет делать, как ответственно каждый выполнял своё поручение. Предложения о размещении атрибутов и игр по ранней профориентации обсуждались и по достижению решения - выполнялись. Наши дети – настоящие хозяева группы! Выводы приходят сами - организуя совместную деятельность на основе субъектного подхода, проявляя к детям доверие, тем самым даем возможность чувствовать свободу, а это и есть необходимые условия для творческого взаимодействия взрослых с детьми, приносящее удивительные плоды «озарения», радости и удовольствия. Список литературы 1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). 2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОО. – М.: ТЦ Сфера, 2019. 3. Проектная деятельность в дошкольной организации: учебно-практическое пособие для педагогов/ Е. Райхерт-Гаршаммер М.: Издательство «Национальное образование», 2016. 4. Детский совет: методические рекомендации для педагогов/ Л.В. Свирская. М.: Издательство «Национальное образование», 2015. 5. Свирская Л.В. Утро радостных встреч (метод. пособие) – М.: Издательство «Линка – Пресс», 2010.