Библиографическое описание:
Миронова Е.Ю., Белозерова М.В. Деятельностный метод в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.
Уважаемые коллеги, мы хотим поделиться с вами опытом применения деятельностного метода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Деятельностный метод – метод при котором ребёнок добывает знания сам. Ведь все мы помним: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать- и я пойму» (Конфуций).
Цели деятельностного метода:
1. Создание установки на самостоятельность.
2. Свобода выбора
3. Развитие эмоциональной отзывчивости
4. Подведение к постановке «детской цели» (научить детей планировать, ставить цель перед собой самим).
5. Мотивация детей на включение в познавательную деятельность.
6. Достижение личностных и метапредметных результатов. Это формирование универсальных учебных действий обобщения, анализа и синтеза.
Деятельностный метод в работе нашей группы реализуется через: Работу по центрам активности, проектную деятельность, совместную деятельность с родителями: Мастер-классы, квест-игры и проблемные ситуации.
В этой статье мы более подробно остановимся на такой форме работы с дошкольниками, как проблемная ситуация.
Проблемная ситуация — это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения задачи или проблемы.
Исходя из нашего опыта работы, мы пришли к выводу, что проблемные ситуации в работе с дошкольниками делятся на: Детские – это проблемы, которые подняли дети.
И искусственно созданные воспитателем проблемные ситуации.
В нашей группе все детские проблемные ситуации, при их решении выливаются в проект. А искусственно созданные воспитателем переходят в образовательную деятельность по центрам активности.
А теперь рассмотрим подробно детские проблемные ситуации, которые были в нашей группе.
1. Дети заметили, что цветы в группе плохо выглядят. Мы с детьми обсудили эту проблему и было найдено решение. Привести цветы в порядок: снять старые листья и цветы, разрыхлить грунт, полить. Убрать пыль с листьев разными способами, которые подходят для конкретных цветов. Затем данная проблемная ситуация переросла в проект «Мой любимый цветок». Были подключены родители. Дети вместе с родителями сделали отдельные странички будущей энциклопедии о цветах. На которых схематично изображены потребности растения и способы ухода за ним.
2. Ребенок рассказал о том, что на даче птицы лежали под рябиной. Все дети быстро включились в процесс обсуждения. В процессе обсуждения выяснили, что птицы лежат под деревом, потому что объелись рябины. Мы с детьми решили перевести птиц на правильное питание. Для этого мы выяснили, что можно есть птицам без вреда для здоровья. Как помочь птицам? Дети с родителями сделали кормушки и принесли полезную еду для птиц (семена различных растений). Проблема решена.
И как продолжение проблемной ситуации вырос проект «Зимующие птицы». В котором дети вместе с родителями сами выбирали вид птицы о которой будут составлять дидактическую карту. Результатом проекта стала энциклопедия «Зимующие птицы»
Мальчик пришел и стал рассказывать, что мама не разрешает ему играть с хлебом. Другой ребенок тут же рассказал, как ходил с родителями в музей блокады Ленинграда. Началась дискуссия, к которой и подключились воспитатели. Мы посмотрели мультфильм «Три кота» про хлеб, где показано, как растёт хлеб, как его изготавливают. Мы решили испечь хлеб сами. И испекли его! Мы испекли белый хлеб, дети сами закладывали ингредиенты для будущего теста и ждали с нетерпением 4 часа, чтобы увидеть свой хлеб, хлеб, сделанный своими руками.
Дальше данная ситуация переросла в проект «Русская кухня». Была составлена поваренная книга о вкусных и полезных русских блюдах, дети рассказывали каждый о своем блюде, приготовленном дома с родителями. И в завершении проекта мы вместе с детьми приготовили вкусный и полезный винегрет.
Хочу животное, но у меня аллергия на шерсть. Так началось очередное утро. Когда ребенок, чуть не плача, рассказывал о своей проблеме. Дети стали рассказывать какие домашние питомцы живут у них. Далее выяснилось, что на некоторых домашних питомцев нет аллергии по объективным причинам. В группе появились гигантские улитки – Ахатины. Дети ухаживали за улитками, общались с ними, кормили.
Эта ситуация перешла в проект «Мой домашний питомец», где дети рассказали о своих животных, или о тех питомцах, которых они хотят завести.
Искусственная проблемная ситуация (созданная воспитателем)
Чаще всего искусственную ситуацию воспитатели создают для оказания помощи каким-либо героям. Это заинтересовывает детей на дальнейшие действия. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, а не учебные действия. Посредством игры ребенок лучше запоминает информацию. Активнее всего дети откликаются на ситуацию с персонажем, которого они знают (герои игры Майн Крафт, Царевны, кот Баюн, три кота, принцесса София, драконы) Мы предлагаем рассмотреть такую ситуацию, в которой помощи просит Кот Баюн.
Кот из известного детям мультфильма обращается к ним:
«Здравствуйте, ребята. Я – Кот Баюн из Дивногорья. У нас случилась неприятность. Баба Яга похитила волшебные перья из хвоста Жар-Птицы. И теперь наша Жар-Птица не может колдовать»
Кот просит помочь Жар Птице, и дети включаются в эту проблемную ситуацию.
Для решения этой ситуации дети должны были выполнить задания в центрах активности. При успешном выполнении заданий дети получили материалы для пластилинографии «Перо Жар-Птицы».
Так же в проблемную ситуацию могут попасть воспитатели и даже дети. В ситуации, которую мы предлагаем Вам посмотреть, проблема возникает у дочери одной из воспитателей. Она, как и многие дети любит играть в компьютерные игры, а мама волнуется, что её это затянет.
На экране мы включаем «звонок по Скайпу», где девочка отмахивается от маминого беспокойства. Уверяет, что всё в порядке и в этот момент – вспышка! Она внутри игры. Чтобы выбраться из игры ей необходимо обставить мебелью комнаты в доме.
Для того, чтобы помочь в решении этой проблемы дети выполняли задания по центрам активности. После выполнения заданий на экране появлялся компьютерный персонаж (Крипер), который передаёт детям (волшебным образом) коробку с мебелью. Дети расставляют мебель по комнатам, фотографируют, отправляют в игру. Девочка возвращается из игры и благодарит всех за помощь.
Ну и ещё одна проблемная ситуация, про которую мы хотим вам рассказать. В этой проблемной ситуации, в волшебной стране Дивногорье близится экологическая катастрофа. Вся вода на острове стала грязная. К детям обращаются за помощью Царевны. Дети откликаются. Они расходятся по центрам активности. В результате работы в центрах они узнают предметы, которые необходимы для очистки воды. Затем составляют алгоритм для очистки воды. Убеждаются, что алгоритм рабочий (чистят воду). И передают алгоритм Царевнам. Дивногорье спасено!
Большая часть людей визуалы и поэтому мы при создании наших искусственных ситуаций используем образы. Мы создаём анимационные фильмы для мотивации детей, так как это более действенно, чем просто «прочитать письмо»
На протяжении нескольких лет мы ведем наблюдения за уровнем освоения детьми учебных навыков и пришли к выводу, о том, что дети в образовательной деятельности, с которыми использовалась технология деятельностного метода более подготовлены к самостоятельной жизни в школе. У них более развито умение добывать информацию, работать в команде. Дети более общительны. Но самым главным нашим достижением в работе с детьми, является их Самостоятельность.
Миронова Е.Ю., Белозерова М.В. Деятельностный метод в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.
Уважаемые коллеги, мы хотим поделиться с вами опытом применения деятельностного метода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Деятельностный метод – метод при котором ребёнок добывает знания сам. Ведь все мы помним: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать- и я пойму» (Конфуций).
Цели деятельностного метода:
1. Создание установки на самостоятельность.
2. Свобода выбора
3. Развитие эмоциональной отзывчивости
4. Подведение к постановке «детской цели» (научить детей планировать, ставить цель перед собой самим).
5. Мотивация детей на включение в познавательную деятельность.
6. Достижение личностных и метапредметных результатов. Это формирование универсальных учебных действий обобщения, анализа и синтеза.
Деятельностный метод в работе нашей группы реализуется через: Работу по центрам активности, проектную деятельность, совместную деятельность с родителями: Мастер-классы, квест-игры и проблемные ситуации.
В этой статье мы более подробно остановимся на такой форме работы с дошкольниками, как проблемная ситуация.
Проблемная ситуация — это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения задачи или проблемы.
Исходя из нашего опыта работы, мы пришли к выводу, что проблемные ситуации в работе с дошкольниками делятся на: Детские – это проблемы, которые подняли дети.
И искусственно созданные воспитателем проблемные ситуации.
В нашей группе все детские проблемные ситуации, при их решении выливаются в проект. А искусственно созданные воспитателем переходят в образовательную деятельность по центрам активности.
А теперь рассмотрим подробно детские проблемные ситуации, которые были в нашей группе.
1. Дети заметили, что цветы в группе плохо выглядят. Мы с детьми обсудили эту проблему и было найдено решение. Привести цветы в порядок: снять старые листья и цветы, разрыхлить грунт, полить. Убрать пыль с листьев разными способами, которые подходят для конкретных цветов. Затем данная проблемная ситуация переросла в проект «Мой любимый цветок». Были подключены родители. Дети вместе с родителями сделали отдельные странички будущей энциклопедии о цветах. На которых схематично изображены потребности растения и способы ухода за ним.
2. Ребенок рассказал о том, что на даче птицы лежали под рябиной. Все дети быстро включились в процесс обсуждения. В процессе обсуждения выяснили, что птицы лежат под деревом, потому что объелись рябины. Мы с детьми решили перевести птиц на правильное питание. Для этого мы выяснили, что можно есть птицам без вреда для здоровья. Как помочь птицам? Дети с родителями сделали кормушки и принесли полезную еду для птиц (семена различных растений). Проблема решена.
И как продолжение проблемной ситуации вырос проект «Зимующие птицы». В котором дети вместе с родителями сами выбирали вид птицы о которой будут составлять дидактическую карту. Результатом проекта стала энциклопедия «Зимующие птицы»
Мальчик пришел и стал рассказывать, что мама не разрешает ему играть с хлебом. Другой ребенок тут же рассказал, как ходил с родителями в музей блокады Ленинграда. Началась дискуссия, к которой и подключились воспитатели. Мы посмотрели мультфильм «Три кота» про хлеб, где показано, как растёт хлеб, как его изготавливают. Мы решили испечь хлеб сами. И испекли его! Мы испекли белый хлеб, дети сами закладывали ингредиенты для будущего теста и ждали с нетерпением 4 часа, чтобы увидеть свой хлеб, хлеб, сделанный своими руками.
Дальше данная ситуация переросла в проект «Русская кухня». Была составлена поваренная книга о вкусных и полезных русских блюдах, дети рассказывали каждый о своем блюде, приготовленном дома с родителями. И в завершении проекта мы вместе с детьми приготовили вкусный и полезный винегрет.
Хочу животное, но у меня аллергия на шерсть. Так началось очередное утро. Когда ребенок, чуть не плача, рассказывал о своей проблеме. Дети стали рассказывать какие домашние питомцы живут у них. Далее выяснилось, что на некоторых домашних питомцев нет аллергии по объективным причинам. В группе появились гигантские улитки – Ахатины. Дети ухаживали за улитками, общались с ними, кормили.
Эта ситуация перешла в проект «Мой домашний питомец», где дети рассказали о своих животных, или о тех питомцах, которых они хотят завести.
Искусственная проблемная ситуация (созданная воспитателем)
Чаще всего искусственную ситуацию воспитатели создают для оказания помощи каким-либо героям. Это заинтересовывает детей на дальнейшие действия. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, а не учебные действия. Посредством игры ребенок лучше запоминает информацию. Активнее всего дети откликаются на ситуацию с персонажем, которого они знают (герои игры Майн Крафт, Царевны, кот Баюн, три кота, принцесса София, драконы) Мы предлагаем рассмотреть такую ситуацию, в которой помощи просит Кот Баюн.
Кот из известного детям мультфильма обращается к ним:
«Здравствуйте, ребята. Я – Кот Баюн из Дивногорья. У нас случилась неприятность. Баба Яга похитила волшебные перья из хвоста Жар-Птицы. И теперь наша Жар-Птица не может колдовать»
Кот просит помочь Жар Птице, и дети включаются в эту проблемную ситуацию.
Для решения этой ситуации дети должны были выполнить задания в центрах активности. При успешном выполнении заданий дети получили материалы для пластилинографии «Перо Жар-Птицы».
Так же в проблемную ситуацию могут попасть воспитатели и даже дети. В ситуации, которую мы предлагаем Вам посмотреть, проблема возникает у дочери одной из воспитателей. Она, как и многие дети любит играть в компьютерные игры, а мама волнуется, что её это затянет.
На экране мы включаем «звонок по Скайпу», где девочка отмахивается от маминого беспокойства. Уверяет, что всё в порядке и в этот момент – вспышка! Она внутри игры. Чтобы выбраться из игры ей необходимо обставить мебелью комнаты в доме.
Для того, чтобы помочь в решении этой проблемы дети выполняли задания по центрам активности. После выполнения заданий на экране появлялся компьютерный персонаж (Крипер), который передаёт детям (волшебным образом) коробку с мебелью. Дети расставляют мебель по комнатам, фотографируют, отправляют в игру. Девочка возвращается из игры и благодарит всех за помощь.
Ну и ещё одна проблемная ситуация, про которую мы хотим вам рассказать. В этой проблемной ситуации, в волшебной стране Дивногорье близится экологическая катастрофа. Вся вода на острове стала грязная. К детям обращаются за помощью Царевны. Дети откликаются. Они расходятся по центрам активности. В результате работы в центрах они узнают предметы, которые необходимы для очистки воды. Затем составляют алгоритм для очистки воды. Убеждаются, что алгоритм рабочий (чистят воду). И передают алгоритм Царевнам. Дивногорье спасено!
Большая часть людей визуалы и поэтому мы при создании наших искусственных ситуаций используем образы. Мы создаём анимационные фильмы для мотивации детей, так как это более действенно, чем просто «прочитать письмо»
На протяжении нескольких лет мы ведем наблюдения за уровнем освоения детьми учебных навыков и пришли к выводу, о том, что дети в образовательной деятельности, с которыми использовалась технология деятельностного метода более подготовлены к самостоятельной жизни в школе. У них более развито умение добывать информацию, работать в команде. Дети более общительны. Но самым главным нашим достижением в работе с детьми, является их Самостоятельность.