Цели и задачи: Формировать элементарную музыкальную грамотность дошкольников. Развивать слуховое, зрительное восприятие. Развивать коммуникативные навыки, моторику рук. Активировать интерес к музыкальным инструментам. Доставить радость от совместной игры. Ход занятия: Дети входят в зал.Звучит Коронационный марш композитор П.И.Чайковский. Музыкальный руководитель: Здравствуйте. Ребята, какая музыка звучит? Какой у нее характер? Какого жанра она была? Ответы детей. Музыкальный руководитель: Правильно, это был марш, музыка бодрая, ритмичная, под которую можно шагать, маршировать. Наше занятие мы начнем с песенки-приветствия. Исполняется песня- распевка «Добрый день» муз. и слова З.Качаевой. В этот чудесный и добрый день, Дружно поздороваться нам не лень. Руку протягивай не зевай, Песню веселую повторяй! Музыкальный руководитель привлекает внимание детей к следам животных. Музыкальный руководитель: Нас, с вами ребята окружает очень много животных, давайте угадаем кто мог оставить такие следы? Ответы детей. Музыкальный руководитель: Мне кажется я знаю что здесь произошло и откуда появились эти следы. Звучит музыка “Упрямый ритм” А. Троицкий. Слон в оранжевом жакете Заявился в гости к детям. Шёл из цирка, невзначай, Слон принес с собой баранки, Торт и хлеба две буханки, Пиццу, вафли и щербет, Килограмма два конфет. Отрывок из стихотворения “Как слон пришёл в гости к Пете” Н.Анишиной. Завернул он к нам на чай. Пригласил друзей немного Воробья и носорога, Тётю пони и кота… А как думаете что было дальше? Чем занимались звери? Ответы детей. Раздается телефонный звонок. Музыкальный руководитель: имитирует разговор по телефону “Ало. Слон? Пройдите, пожалуйста в музыкальный зал. Мы Вас давно ждем!”. Артикуляционная музыкальная разминка “Слон” автор А.Логачевская. У слоненка хобот длинный. У-у-у (Вытягивают губы в трубочку. Произносят звук “у”) Им можно что- нибудь достать. У-у-у (Вытягивают губы в трубочку. Произносят звук “у”) А хвостик маленький короткий. М-м-м (Показывают кончик языка. Произносят звук “м”) Им можно только помахать. (Качают языком из стороны в сторону ) Музыкальный руководитель: Ребята, я предлагаю вам устроить музыкальный концерт для нашего гостя. Но для начала вспомним какие есть звуки? Шумовые и музыкальные. Сейчас я сыграю два звука, послушайте внимательно, чем они отличаются? Музыкальный руководитель играет на духовой гармошке один звук долгий, а другой короткий. Ответы детей. Музыкальный руководитель: Замечательно ребята, вы правильно определили, один звук был долгий, а другой короткий. Ребята, а вы любите секреты? Сейчас я вам расскажу один секрет. Оказывается у каждой мелодии, и у каждой песни есть свой ритмический рисунок. Долгий звук в ритмическом рисунке будем называть «та», а короткий «ти», и если я сыграю такой ритмический рисунок, то послушайте, что у меня получится. Музыкальный руководитель играет на фортепиано (Едет, едет паровоз- ти-ти, ти-ти та-та-та). Музыкальный руководитель: Ребята, что у меня получилось? Ответы детей. Музыкальный руководитель: Конечно песенка, молодцы! А на каком звуке я играла? Ответы детей. Музыкальный руководитель: Правильно! Молодцы, я играла всего на одном звуке, но звуки были организованны, чередовались, менялись местами долгие и короткие звуки, и получилась песенка. Вот в чём секрет, оказывается, без ритма не бывает ни одной песенки! Лесной оркестр сл. и муз. Н.Марютиной и И.Барминой. Музыкальный руководитель: (показ слайдов на интерактивной доске)Что везет этот паровозик? Ответы детей. Музыкальный руководитель: Он необычный,волшебный! Он перевозит очень хрупкий, ценный груз- капельки. Каждая капелька- ритмический рисунок. Большие капли – это долгий звук «та», а маленькие – это короткий звук «ти». Давайте мы с вами прохлопаем, ритмический рисунок первого вагончика. А теперь прохлопаем ритмический рисунок второго вагончика. Молодцы! Музыкальный руководитель раздает перкуссионные инструменты. Музыкальный руководитель: Я буду дирижером-руководить оркестром и мы все вместе будем играть чередование долгих и коротких звуков. Давайте поскорее узнаем какую же песенку везет паровоз. Оркестр Озорная полька муз. Н.Вересокиной. Музыкальный руководитель: Молодцы, вот как мы дружно сыграли ритмический рисунок.Вы хорошо потрудились. Пора немного поиграть. Музыкальная игра с лошадками сл. и муз. А.Логачевская. Музыкальный руководитель: Хорошо мы размялись! Присаживайтесь на свои стулья, у нас сейчас будет ещё что-то интересное. Вы любите ловить бабочек? Я вам, предлагаю ловить бабочек под музыку указательным и средним пальчиком, мы будем «ходить» ими по разным частям нашего тела, и на конец музыкальной фразы будем делать хлопок (т. е. ловить бабочку). Игра “Поймай бабочку”. Музыкальный руководитель: Всех бабочек поймали? Молодцы! Ребята, а вы сказки любите? Тогда сделаем так, одну сказку расскажу вам я, а другую придумаете вы. В одном лесу жили ёжики – мама, дочка, сыночек и папа. Они все выстроились друг за другом и отправились на весенний луг в гости к своим друзьям, и получилась вот такая ритмическая формула. Большая ежиха (вопрос к детям) –«та», как вы думаете это какой звук долгий или короткий? Правильно, молодцы. Давайте прохлопаем формулу, которая у нас получилась (та-ти-ти-та).Это была моя сказка, а ещё ребята я приготовила вам разные картинки, чтобы вы сами сочинили свою сказку. Каждый ребенок сочиняет свою сказку используя дидактический материал. Музыкальный руководитель: Вот какие интересные сказки у нас получились! Молодцы! Сказка на этом не заканчивается. Подойдите к столикам, пожалуйста. Я хочу чтобы мы вместе нарисовали свою музыкальную картину. Но вместо холста у нас будет манная крупа, а вместо кисточек- наши пальчики. Готовы? Подпевай! Дети исполняют песню “Зимние следы” сл. и муз. Н.Марютиной и И.Барминой. Музыкальный руководитель: Благодарю вас за интересное занятие. До скорых встреч.