НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Петрова Т.Г. Педагогические условия развития психологической готовности ребенка к школе

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


Изменение содержания образования, повышение требований к выпускнику дошкольного образовательного учреждения обуславливает необходимость вновь и вновь затрагивать проблему формирования психологической готовности к школьному обучению.
В работе Е.Е. Кравцовой готовность к школьному обучению понимается как достижение ребенком такого уровня развития, при котором он становится способным участвовать в систематическом школьном обучении [18]. Встречается также рассмотрение психологической готовности к школе как сформированности у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе.
Психологическая готовность к школе, по мнению Н.И. Гуткиной, является сложным образованием, в структуре которого выделяют три компонента: личностный, интеллектуальный, эмоционально-волевой [8].
Выявлены закономерности формирования учебных мотивов и представлений о целях и содержании учения; изучено влияние различных форм общения на успешность обучения; определен круг необходимых для начала школьного обучения знаний и умений; выявлены возрастные особенности развития познавательных и психомоторных способностей, составляющих основу усвоения учебных предметов; определены критерии функциональной готовности к началу школьного обучения и возрастные особенности учебной деятельности шести и семилетних детей и т. д.
Изучение психологической готовности к школе является важной составляющей организации работы с детьми, выявления детей не готовых к обучению и организации работы с ними. В этом аспекте важное значение имеет выделение педагогических условий развития психологической готовности. В тоже время мы сталкиваемся с противоречием между: необходимостью организации работы по развитию психологической готовности детей к обучению в школе и неразработанностью педагогических условий организации этого процесса.
Педагогическими условиями развития психологической готовности к школе могут выступать: построение взаимоотношений с детьми в рамках личностно-ориентированного подхода; формирование у детей положительного отношения к школе и мотивации учения; организация взаимодействия с родителями.
В отечественной психологии основы проблемы психологической готовности к обучению в школе заложены в трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина [2; 7; 12; 50]. Необходимо отметить, что длительное время, рассматривая психологическую готовность к школьному обучению, исследователи понимали под ней интеллектуальную или умственную готовности в качестве одного из главных критериев готовности ребенка к обучению, рассматривали уровень его умственного развития.
Переломным моментом в представлениях исследователей о психологической готовности к обучению в школе являлись труды Л.С. Выготского, который одним из первых обратил внимание на то, готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений. Он подчеркивал, что быть готовым к школьному обучению означает уметь обозначать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира, умение оперировать ими [7].
Л.И. Божович считает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника [2]. В данном подходе мы видим понимание психологической готовности как многокомпонентного сложного явления.
А. Керн в своем подходе к пониманию психологической готовности отмечает, что существует тесная связь между психическим и физическим развитием ребенка, и достижение определенной школьной зрелости зависит от внутренних процессов физического и психического развития. Он выделяет в качестве важного показателя готовности к обучению степень созревания визуальной дифференциации восприятия, способность к вычленению образа и отмечает, что на общий уровень готовности к школе оказывает влияние не только уровень интеллектуального развития, но и сформированность других компонентов готовности к школе [24].
Мотивационная готовность рассматривается исследователями Н.И. Гуткиной, А.К. Марковой, Т.А. Матис, как наличие у ребенка желания учиться. Формирование осознанного отношения ребенка к школе связано не только с информацией о ней, но и с развитием внутренней системы мотивов учения [8].
Исследователи отмечают, что существует две основные группы мотивов учения:
1) первая группа включает в себя широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, желанием занять определенное место в системе доступных отношений;
2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью или познавательные мотивы.
Личностная готовность, как отмечает И.В. Дубровина, выражается в отношении ребенка к школе, к учителю, к учебной деятельности. Ее основу составляет развитие коммуникативных и социальных качеств ребенка [10].
Не умаляя значимость других компонентов, исследователи, тем не менее, подчеркивают, что от интеллектуальной готовности зависит успешность освоения учебной деятельности.
Е.Е. Кравцова определяет интеллектуальную готовность как наличие у ребенка определенного кругозора и запаса знаний. По мнению данного автора, интеллектуальную готовность характеризует планомерное и расчлененное восприятие, элементы теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенные формы мышления, сформированность логических операций и памяти [18].
Интеллектуальная готовность тесным образом связана с развитием умения выделять учебную задачу и превращать ее в цель деятельности.
В подходе Л.И. Божович отмечается значимость достижения определенной позиции, названной «внутренней позицией школьника», необходимой для обучения в школе [2].
И.В. Дубровина рассматривает произвольность, как одно из важнейших составляющих психологической готовности к обучению в школе. Исследователь указывает, что произвольное поведение с одной стороны является новообразованием младшего школьного возраста, которое развивается внутри учебной деятельности, с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе [10].
Вопросам социально-психологической готовности ребенка к обучению в школе уделено гораздо меньше внимания. В тоже время, значение данного компонента готовности к школе является важным.
Е.Е. Кравцова обращает внимание на сформированность у ребенка навыков взаимоотношений с окружающими людьми, сформированность положительного отношения к себе, умение общаться со взрослыми и сверстниками. Уровень сформированности данных умений определяет степень готовности ребенка к школе [18].
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что психологическая готовность к школьному обучению представляет собой сложное многокомпонентное образование, отражающее необходимые умения и навыки, обеспечивающие успешное начало обучения в школе.
Список литературы
•       1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2010. – 185 с.
•       2. Выготский Л.С. Проблема возраста. – М.: МГУ, 2008. – 367 с.
•       3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
•       4. Дубровина И.В. Готовность к школе. – М.: Академический проект, 2011. – 136 с.
•       5. Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовке к школе старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2012. – №4. – С. 37–42.
•       6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 2011. – 152 с.
•       7. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: Владос, 2002.
•       8. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 2009. – 360 с.
2019