НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Изофатова Д.А., Живетьева Ю.О. Консультация по теме: «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 7 (57) https://f.almanah.su/57.pdf


Профилактика представляет собой комплекс разнообразных мероприятий, основной задачей которых является предупреждение возникновения речевых нарушений либо устранение основных факторов риска.
Благодаря эффективной программе профилактики речевых нарушений и стимуляции речевого развития в условиях семьи, как правило, удается успешно предотвратить либо замедлить появление у детей разнообразных отклонений от общепринятой нормы.
Многие современные ученые отмечают то, что своевременная профилактика речевых нарушений у ребенка, как правило, тесно связана с предупреждением развития нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Стоит помнить о том, что профилактика обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, которые включают следующие формы воздействия:
- лечебное воздействие;
- социальное воздействие;
- педагогическое воздействие.
Первичная профилактика речевых нарушений должна начинаться еще до момента рождения ребенка, благодаря созданию благоприятных условий жизнедеятельности для будущей матери.
Стоит помнить о том, что в современном обществе, здоровье детей зависит от разнообразных условий, которые связаны ключевым образом к экологией, а также оценкой ее воздействия на различные системы человеческого организма.
К биологическим факторам риска возникновения речевых нарушений у детей необходимо относить также и семейную отягощенность патологией речи, которая развивается у ребенка. Необходимо отметить то, что, как 2 правило, речевые нарушения у ребенка не могут возникнуть на фоне полного здоровья в семье.
Стимуляция формирования речевой функции оказывает серьезное влияние на стабильное и рациональное развитие личности ребенка в современном обществе. Родители должны максимально содействовать тему, чтобы период овладения ребенком речевым моторным аппаратом, протекал успешно и максимально благоприятно.
В настоящее время, достаточно часто встречаются ситуации, связанные с тем, что родители пытаются по жестам и мимике угадать желания, которые испытывает ребенок и, данные действия, являются неверными, поскольку у детей не появляется необходимость в голосовых реакциях и произнесении определенных звуков, а также слов.
На успешное развитие речи, оказывают серьезное влияние следующие ключевые факторы:
- моторное развитие ребенка;
- дифференциация слухового восприятия;
- успешное развитие ориентировки в окружающем мире;
- формирование потребности в общении.
Как правило, оптимальным методом стимуляции речевого развития ребенка, является организация эффективной работы ребенка с различными картинками. В подобной ситуации, взрослый успешно стимулирует у детей развитие диалогической речи, поскольку ребенок имеет возможность отвечать на определенные вопросы, как с опорой на сюжетные картинки, так и на серии картинок, что, в конечном итоге, позволяет сформировать навыки по составлению рассказов.
Можно выделить несколько основных рекомендаций, которые должны придерживаться родители, для обеспечения успешного формирования у ребенка навыков речевого развития:
- при выполнении ребенком определенных заданий, родители должны давать только одно указание на каждую конкретную задачу;
- для обеспечения успешного развития речевых навыков, родители должны давать ребенку достаточный объем времени на ответ, прежде чем вмешиваться в ситуацию;
- в случае возникновения ситуации, в соответствии с которой ребенок не может ответить, родители должны сначала повторить задание, а после этого, оказывать ему физическую помощь в его выполнении;
- все задания для ребенка должны формулироваться родителями в простой и ясной форме;
- если ребенок правильно отвечает на определенный вопрос, то для обеспечения эффективного формирования навыков, родителей должен среагировать на данную ситуацию улыбкой, прикосновением либо разговором со своим ребенком, который позволяет успешно обсудить правильно выполненное задание;
- успешно моделировать нужное поведение во время определенного разговора либо игры с ребенком;
- все используемые в рамках определенного задания материалы и методы должны строго соответствовать возрасту ребенку;
- оптимальной методикой успешного формирования навыков, является подкрепление внимания ребенка, как во время, так и между выполнением определенных заданий;
- родители должны успешно менять выражение лица, а также интонацию при разговоре с ребенком;
- взрослые родители должны правильно произносить звуки родного языка;
- оптимальным методом, который помогает обеспечить успешное развитие личности ребенка, является использование родителями в своей речи литературного произношения, то есть полное выполнение всех орфоэпических норм;
- родители должны стремиться максимально правильно использовать основные средства интонации, которые позволяют сформировать навыки выразительности с учетом содержания того или иного высказывания;
- для обеспечения успешного формирования у ребенка навыков, родители, при общении с ребенком, должны пользоваться речью слегка замедленного темпа с умеренной громкостью голоса;
- родителям необходимо связно и в доступной форме рассказывать, а также успешно передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в строгом соответствии с возрастом их ребенка).
При обучении речевым навыкам, родителям категорически запрещается использовать методы «запугивания», основанные на реальных либо мифических событиях. Необходимо помнить о том, что для успешного развития личности, необходимо максимально осторожно и последовательно вводить в сферу деятельности детей новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения, позволяющие успешно сформировать речевые навыки.
Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком – это основной и наиболее важный метод психотерапии. На сегодняшний день, многими учеными установлен следующий факт: родители могут успешно помогать своему ребенку в речевом и ином развитии, что, в конечном итоге, оказывает положительное влияние на стабильность личности ребенка и родителей в современном обществе.
Таким образом, подводя итог, стоит отметить то, что в современном обществе, серьезное влияние на развитие личности ребенка оказывает работа родителей по обучению ребенка. Необходимо отметить то, что при соответствующей подготовке эффективность работы родителей в качестве учителей может находиться на достаточно высоком уровне, а следовательно, оказывать положительное влияние, как на ребенка, так и на самих взрослых людей.
Речевой материал на развитие речевого дыхания и силы голоса в младшем дошкольном возрасте включается в игры, такие как:
ПОЙМАЙ КОМАРА
Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).
Описание: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной – 1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура – 50 см. Воспитатель обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит «Я поймал!». Затем воспитатель снова обводит прутом круг.
Правила:
  1. Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.
2. Ловить комара нужно не сходя с места.
Речевое упражнение:
Цель: развитие речевого дыхания и силы голоса.
Задачи: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса
Описание: При приближении комарика к уху ребенку, дети поют песенку комарика зззззззззззз громче, а если комарик улетает то звук тише.
 Речевой материал на развитие слухового внимания и фонематического слуха:
СОЛНЫШКО И ДОЖДИК   
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге.
Описание: Дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит «Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел, бегите домой!» - говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит «Идите гулять. Дождь перестал!».
Правила:
1.     Дети уходят из дома по сигналу «Идите гулять!».
2.     Бегут домой на сигнал «дождь пошел!».
Варианты: Дети вначале занимают любой стул, затем только свой. Вместо домика устроить переносной навес – прятаться от дождя. Во время прогулки могут собирать «грибы и ягоды». Ходьбу можно заменить пляской.
 Речевое упражнение:
 Цель:  Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Развивать слуховое внимание и фонематический слух. 
Описание: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».
 Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

 Речевой материал на развитие речевого дыхания, интонационной выразительности и темпа речи  в среднем дошкольном возрасте включается в игры, такие как:  
ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК
Задачи: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.
Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег, не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей. 
Правила:
Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.
Перебираться можно только по сигналу.
Варианты: Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.
Речевое упражнение:
Цель: способствовать развитию правильного звукопроизношения,   выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.
Описание: дети прыгают через ручей, произнеся чистоговорки.
Н-р: «ВЕСНА»
НА – НА – НА - наступила вновь весна
НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне
НЕ – НЕ – НЕ - много песен о весне
ХИ – ХИ – ХИ - о весне стихи
ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло
НУ – НУ – НУ - очень ждали мы весну
КО – КО – КО - солнце светит высоко
ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи
ГА – ГА – ГА - растаяли снега
 ЧИ – ЧИ – ЧИ - солнца теплые лучи
КА – КА – КА - в небе облака
ДИ – ДИ – ДИ - весенние дожди
Методические рекомендации; в среднем возрасте, проговаривая чистоговорки делаем акцент голосом на произносимом звуке ( нна-нна-нна-ннаступила вновь веснна)

2022