Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Нохрина А.Д. Методическая разработка открытого урока «Безопасность в сети Интернет» для 5-7 классов

Библиографическое описание:
Нохрина А.Д. Методическая разработка открытого урока «Безопасность в сети Интернет» для 5-7 классов // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.

В настоящее время, в период стремительного развития информационных технологий, Интернет стал неотъемлемой частью образовательного процесса всей нашей жизни. Использование сети Интернет в образовательной деятельности связано со многими положительными факторами. Вместе с тем, существующие риски негативного влияния сети Интернет на здоровье обучающихся связаны с использованием недопустимого объема информации, представляемой на экране, её несоответствием возрастным и индивидуальным особенностям учеников, существованием кибер-угроз, которыми изобилует Интернет.

Согласно российскому законодательству, информационная безопасность несовершеннолетних – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Предлагаемый урок проводится в рамках конкурсной программы «Социальный педагог года», целью которого является формирование у молодого поколения информационной грамотности при работе в сети Интернет.

Данный урок «открытия» нового знания представляет собой проблемную лекцию, суть которой заключается в том, что педагог в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает обучающихся в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, ученики самостоятельно приходят к тем выводам, которые обучающиеся должны усвоить в качестве новых знаний. Созданные проблемные ситуации побуждают обучающихся искать решения, сопоставлять факты, делать сравнения, выводы.

В течение всего учебного занятия ученики работают в малых группах. Все обучающиеся разделены на четыре группы. Участвуя в «открытии» нового знания, ученики коллективно отвечают на вопросы, выполняют задания, заполняют бумажки-звездочки, делают умозаключения, формулируют выводы, развивают умения и навыки сотрудничества при совместном решении проблемных задач.

Практическое применение знаний, полученных на данном занятии, даёт возможность повысить информационную грамотность учеников, что впоследствии благотворно скажется на их поведении сети Интернет.

План занятия:

2. Дискуссия «Живое и интернет- общение. В чем разница?

Цель: информирование учащихся о понятии виртуального общения, разработка правил общения в сети интернет.

Учитель подводит учеников с помощью следующего вопроса:

− В каких сетях вы зарегистрированы? (записывает на доске)

После обсуждения учитель представляет ученикам информационный блок. Текст для учителя: «Ни для кого не секрет, что сегодня интернет играет в жизни каждого человека далеко не последнюю роль. На сегодняшний день Интернет – это колоссальный источник информации. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи с пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать всемирную паутину не только как инструмент для получения информации, но и как инструмент для общения. Только вот интернет-общение сейчас стало активно заменять живое, почему же так происходит? Предлагаю порассуждать в чем разница этих двух видов общений и какой из них на ваш взгляд лучше».

Учитель дает возможность ученикам высказать свое мнение, по группам.

3. Информационный блок для учеников

Если у человека не получается общаться «вживую», по разным причинам: в силу отсутствия коммуникативных навыков, большой занятости или по другим причинам – как вы думаете, где и как он будет общаться? В виртуальном мире. Там, где легче. Здесь не нужно подходить первым и подбирать слова, чтобы познакомиться. Здесь никто не заметит и не будет смеяться, если он покраснеет от смущения. А если не знаешь, как продолжить разговор, можно просто нажать кнопку “выход” и закончить общение. Подростки уходят в «виртуальный мир» тогда, когда им некомфортно в реальном. Именно неформального общения как правило не хватает детям, загруженным учебой и дополнительными занятиями. Но, несмотря на неоспоримые преимущества передовых технологий, необходимо помнить, что во всем необходимо соблюдать разумную меру и не забывать, что в жизни еще существует много других возможностей для совершенствования и духовного развития — занятия спортом, прикладными ремеслами, музыкальным и художественным творчеством, литературой, общением с живой природой. Двадцать первый век. Век компьютерных технологий и новинок. Именно за ними наше будущее. Уже каждый пятый ребенок не только умеет пользоваться компьютером, но и в совершенстве владеет Интернетом. Многие подростки проводят свое свободное время в социальных сетях. И что же ждет нас в ближайшем будущем? Неужели компьютеры станут нашими лучшими друзьями? Заменит ли «виртуальная реальность» реальную жизнь? Нет, если мы сможем это предотвратить. Все просто – нельзя забывать о золотой середине, о норме. Любое лекарство может стать ядом, если принято в слишком больших дозах. Важно научиться правильно проводить свое время в Интернете с пользой и в небольших количествах.

4. Тест «Где меня больше: онлайн или офлайн?»

Цель: показать участникам насколько они уже сейчас зависят от онлайн общения, гаджетов и Интернета. Самодиагностика.

Учитель задает ребятам ряд вопросов, обозначенных ниже. Те ученики, у кого ответ утвердительный, должны поднять большой палец руки вверх, если ответ отрицательный – показать большим пальцем руки вниз. Каждый должен считать, сколько раз он ответил утвердительно. Если больше 3-х раз, то можно говорить о наличии склонности к зависимости от Интернета.

Текст для учителя: «Ребята, сейчас я буду задавать вам разные вопросы и утверждения, если вы на вопрос отвечаете «Да», то нужно будет поднять большой палец руки вверх, если ответ отрицательный – показать большим пальцем руки вниз «Начнем». Вопросы:1. Ты ставишь будильник на телефоне?2. Просыпаясь, ты первым делом проверяешь телефон на наличие уведомлений?3. Как только пришло звуковое уведомление о сообщении, ты тут же проверяешь что там, несмотря на занятость в данный момент?4. Ты проводишь в телефоне более 3 часов в день?5. Бывает ли так, что, даже когда ты смотришь фильм или сериал, ты одновременно листаешь ленту социальной сети или с кем-то общаешься в мессенджерах?6. Основное общение с друзьями происходит в мессенджерах и соцсетях?7. Событиями своей жизни ты делишься в соцсетях?8. Ты больше предпочитаешь написать сообщение, чем позвонить? Ребята, если вы подняли большой палец руки вверх более 3х раз, то у вас есть признаки зависимости.

5. Упражнение «Правила общения в сети Интернет»

Цель: разработка правил общения в сети интернет.

Текст для учителя: Ребята, как вы считаете, а нужны ли правила общения в интернете? (Ребята выражают согласие)

Об этих правилах мы с вами сейчас подробно и поговорим.

Текст для ведущего: «Сейчас вам нужно будет разделиться на команды. Задача команд – посовещаться и написать на отдельных бумажках-звездочках правила Интернет-общения. На выполнение задания у вас 5минут». После того, как обе команды будут готовы, проводится обсуждение –представитель от каждой команды по очереди зачитывает свои правила, а учитель приклеивает бумажки-звездочки на лист ватмана. Задача учителя подвести группу к тому, что как у живого общения, так и у онлайн-общения есть ряд своих преимуществ и недостатков и выработать правила общения в сети Интернет.

Текст для учителя: Ребята, если вы понимаете, что есть люди, которые не следуют правилам общения, нарушают их. Или у вас появились вопросы по общению в сети интернет есть телефон линии «Дети онлайн» по которому всегда можно позвонить и задать свои вопросы. Листочек с номером я вам выдаю, приклейте его в дневник.

6. Завершение

Обратная связь по теме урока. Ученики придумывают синквейн с тем, что полезного он почерпнул для себя сегодня на уроке, что понравилось больше всего, что не понравилось.

Текст учителя: Ребята, сегодня вы узнали много нового для себя про общение в интернет-сети, разработали правила общения, как бывает обманчиво первое впечатление от фотографий и многое другое. Эти знания пригодятся вам при вашем дальнейшем использовании сети Интернет. Спасибо за урок, до свидания!

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательного стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. №413.). – М.: Министерство образования и науки РФ. – 2012.

2. Буклет Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу на тему: "Правила безопасности в сети "Интернет"

3. Методические рекомендации для педагогов и руководителей ГБОУ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», Санкт‑Петербург, 2019 г.
2023