Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Недашковская О.И. Совершенствование методики преподавания, направленной на повышение качества обученности учащихся

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (27) https://f.almanah.su/27.pdf


Вильгельм фон Гумбольдт, великий немецкий гуманист однажды сказал: «Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к человеку». Общество заинтересовано в том, чтобы приобщать население к наиболее высокому уровню образования. Развитие общества и – это единый процесс. Совершенствуется всё: производство, наука, культура, техника. Создаются наиболее благоприятные условия для благосостояния, жизни и духовного комфорта. Но во многом это зависит от развития человека, его образованности, развития многосторонних способностей. Именно поэтому общество старается приблизить к нему образование и культуру для того, чтобы можно было пользоваться их ценностями и достоянием.
Понятие «методика» имеет древнегреческие корни. Переводится как учение, теория, путь исследования. В точном смысле слова это учение о методах воспитания и обучения. Предмет методики преподавания - это сам процесс обучения определенного учебного предмета. Задача его в изучении закономерностей обучения, установлении нормативных требований к деятельности учителя. Другими словами можно сказать, что методика - совокупность определенных методов, через которые реализуются требования, предъявляемые к преподаванию. Она призвана обеспечить высокий теоретический уровень преподавания, яркость и доходчивость изложения материала. Как совокупность определенных приемов, методика преподавания неразрывно связана с содержанием изучаемого предмета и его методологией.
Вместе с тем, роль и значение методики в современных условиях не только не снижается, но и возрастает. Это можно пояснить целым рядом факторов:
·          практически любой учитель выступает не только исполнителем, но и творцом: поэтому, он должен уметь квалифицированно и четко довести свои идеи и замыслы до учащихся;
·          успех любого дела зависит от убежденности, знания, информированности и морального единства исполнителей; немаловажно отметить, что убедить - значит уже увлечь за собой;
·          обучение в школе нуждается в теоретическом обосновании и практическом подкреплении теории, а необходимость связать теорию с практикой является одной из важнейших задач педагогики, а в частности - методики.
Таким образом, методика - не просто наука и учебная дисциплина, но и актуальный рычаг постижения актуальной учебной реальности.
В школьной учебной практике сложились формы учебного процесса в преподавании, которые полностью себя оправдали: урок-дискуссия, урок изучения нового материала, урок закрепления и обобщения, урок-зачет, урок-семинар, проектная деятельность на уроках. Но ни одна из них не может собой заменить остальные.
Все эти формы учебного процесса взаимосвязаны и логически последовательны. Каждая методика своей работой оказывает влияние на все остальные. Следует отметить, что роль различных методов обучения и количественное соотношение могут изменяться.
На методы обучения влияют следующие факторы:
·          обеспеченность современными техническими средствами обучения и оборудование ими учебных кабинетов;
·          как количество времени, выделенного на предмет учебным планом.
Традиционные методики преподавания на сегодняшний день остаются распространёнными и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Но настоящее время происходят изменения системы образования. На основе новых информационных и педагогических технологий, методов обучения стало возможным изменить роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы ученика, выступить в качестве проводника в океане разнообразнейшей информации, способствуя самостоятельной выработке у ученика критериев и способов ориентации, поиске рационального в информативном потоке.
Главное в нашей работе - возбудить интерес учащихся, создать для них в процессе изучения предметов психологически комфортную среду. А достичь этого можно только тогда, когда ученик не будет бояться и стесняться высказывать своё мнение. Даже если ответ будет неверным, создастся ситуация, когда при помощи одноклассников ученик самостоятельно найдет правильный ответ. Достигнуть этого на уроках помогают методы проблемного обучения:
·          проблемные домашние задания поисковая беседа;
·          самостоятельная поисковая деятельность учащегося;
·          исследовательская деятельность учащегося;
·          проблемное изложение материала.
Проблемное изложение более уместно, когда учащиеся впервые сталкиваются с темой, не обладают достаточным объемом знаний. В данном случае сам учитель осуществляет поиск, демонстрируя учащимся именно поиск, путь исследования, открытие новых знаний, готовит их к самостоятельной деятельности в дальнейшем. Проблемное изложение материала дает учителю преимущество, возможность руководства мыслительным процессом учащихся, позволяет ставить вопросы, акцентирующие внимание учащихся на противоречивости изучаемого явления, заставляют их задуматься. И прежде чем преподаватель даст ответ на возникший вопрос, учащийся уже может дать ответ про себя и свериться с выводом и ходом рассуждений преподавателя.
Учащиеся в тетрадях могут делать пометки. Преподаватель может заранее подготовить мини-задания, подталкивающие к правильному выводу. При подготовке материала для проблемного изложения, учитель должен выделить то, что целесообразно записать в тетради. Здесь часто оказывается полезным разделение материала на отдельные логически связанные части.
Если обучающиеся обладают минимальными знаниями, которые необходимы для участия в решении учебной проблемы, возможно применение проблемной беседы. Учащиеся самостоятельно занимаются поиском ответа на поставленный проблемный вопрос. Подобную беседу проводят на основе проблемной ситуации, которая специально создается учителем. Учащиеся же самостоятельно намечают этапы поиска, высказывают различные предложения, выдвигают варианты решения проблемы.
Технология проблемной беседы предполагает развернутый ответ на вопрос: как учить, чтобы ученики умели ставить и решать проблемы. Место проблемной беседы – урок изучения нового материала.
На уроке изучения нового материала прорабатывается два звена:
·          поиск решения – этап формулирования нового знания, постановка учебной проблемы и поиск ее решения;
·          постановка проблемы – этап формулирования темы урока или вопроса для исследования;
Используя данную технологию на уроках, понятно, что она является:
·          здоровьесберегающей, позволяющей снизить нервно-психические нагрузки учащихся путем «открытия» знаний и стимуляции познавательной мотивации;
·          личностно-развивающей, так как в процессе обучения развивается и раскрывается каждый ребенок;
·          результативной, обеспечивающей развитие интеллекта и творческих способностей школьников, высокое качество усвоения знаний, развитие универсальных учебных действий, воспитание активной личности обучающихся.
Считается, что именно проблемно-диалогическое обучение готовит ученика к поиску самостоятельного решения, способствует развитию у учащихся познавательных умений. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.
Применение этой технологии позволяет достичь высокого уровня напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. При таком методе работы внимание учащихся обращается не только на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности. В результате учащиеся учатся самостоятельно рассуждать и решать познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации.
Таким образом, на практике, подходя к изучению раздела «Фонетика», учащимся предлагается самостоятельно вспомнить фонетический разбор, с которым знакомились в начальной школе и разобрать несколько слов, например: знамя, буря, дуб и другие. После того, как разбор будет выполнен на доске, предлагаю ребятам прочитать слово именно по звукам и посмотреть, что получилось. Как показывает практика, получаются слова «знама», «бура», «дуб». Следующий вопрос для детей «Произнесите шепотом эти слова и скажите, так ли они звучат или нет? И что мешает правильному произношению, если опираться на написанные звуки?». Учащиеся размышляют, интересно становится каждому ученику поучаствовать в беседе.
После того, как ученики подходят к решению вопроса, они сами формулируют тему, и мы подходим к закреплению нового материала. Таким образом, дети не забывают о мягкости согласных, а изучение правила не вызывает затруднения.
Проблемные домашние задания. Так как на занятии время ограничено, редко возникает возможность предложить сложные проблемные задания учащимся. К тому же на занятиях не могут быть использованы все виды проблемных. Невозможно в полней мере учитывать индивидуальные особенности учащихся только на занятиях. Домашние проблемные задания открывают для одаренных детей более широкие возможности развития. Проблемные задания полезны не только для сильных и «средних» учащихся. Ведь почти в каждом классе имеются учащиеся, которые не проявляют интерес к предмету. В таких случаях могут быть полезны несложные проблемные индивидуальные задания, цель которых иная: заставить учащихся пробудить интерес к предмету, поверить в свои силы.
При оценке проблемных домашних заданий учитывается не только правильность решения, но и его оригинальность, простота.
На практике это выглядит так: Какова роль суффиксов в следующих парах слов: «образована – образованна», «рассеяны – рассеянны»? С какой целью подобраны примеры такого типа? Придумайте словосочетания с данными парами слов и запишите их».
Самостоятельная исследовательская и поисковая деятельность учащихся - высшая форма деятельности, выполняемой самостоятельно. Она возможна тогда, когда учащиеся имеют достаточные знания, необходимые для построения научных положений и умением выдвигать гипотезы.
Дистанционное обучение рассматривают в качестве самостоятельной системы, одной из форм обучения. Логично обратиться поэтому к возможным вариантам организации дистанционного обучения, их специфике, чтобы определиться, во-первых, для каких целей тот или иной вариант может быть наиболее приемлем и при каких условиях, во-вторых, какова специфика компонентов каждого из возможных вариантов, а именно: какое влияние оказывает тот или иной вариант на организацию учебного процесса, отбор содержания, организационных форм, средств обучения, методов.
Кейс-технологии. Модель кейс-технологий предназначена для дифференциации обучения. Структура простого кейса может быть следующей:
- Ролевая игра. Например, возможно такое задание: Представьте, что вы – герои басни «Ворона и лисица». Каким лицом вы бы хотели в ней быть? Как вы поступите на месте вороны? И т.д.
- Проектный метод. Например, «составьте кроссворд по произведению Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Подготовьте коллаж к кроссворду.
- Ситуативный анализ. Например, «представьте себя в качестве Алеши Карамазова. Родион Раскольников пригласил вас на чай. С чего бы вы начали диалог?».
Новые приемы также используются учителем. Например:
«Знаю – хочу узнать – узнал – научился», «Толстые» и «тонкие» вопросы (Ромашка Блума), «Верные - неверные утверждения», «Прогнозирование».
Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой. Интересно будет каждому ученику, когда, изучая биографию Пушкина, они услышат, что А.С. Пушкин любил розыгрыши и часто донимал своего товарища Кюхельбекера. Однажды очередной розыгрыш разозлил друга до такой степени, что он потребовал дуэли с Пушкиным. Она состоялась, но пистолеты были заряжены клюквой, и всё закончилось миром.
Прием «Закончи предложения». Цель которого в формировании умения оценивания изучаемого объекта, высказывании собственного отношения, суждения.
Все эти методы обучения направлены, в первую очередь, на повышение качества знаний и обученности, которые способны научить:
·          думать самостоятельно, быть способным генерировать новые идеи.
·          применять полученные знания в жизни.
·          быть коммуникабельным.
·          самостоятельно работать над развитием творческих способностей.
Изучаемый материал должен пополнить опыт ученика, и тогда знания не будут формальными. Личностный опыт очень важен, поскольку он заключает в себе осознанные знания, получаемые учеником в процессе собственной деятельности и анализа своих действий. Достигается это постановкой проблемы, организацией групповой и индивидуальной работы, возможностью ученика высказывать свое мнение.
Чтобы повысить качество обученности учащихся, нужно учить их познавать мир не по схеме "знаю - не знаю", "умею - не умею", а "ищу - нахожу, думаю - узнаю, упражняюсь - делаю".
Список использованной литературы:
1.       Кодола Н.В., Методика обучения. Практические советы/ Н.В. Кодола. – М.: Аспект-Пресс, 2012
2.       Вавилова Л.Н., Т.С. Панина, Современные способы активизации обучения – М.: ИЦ Академия, 2008
3.       Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: 1985
4.       О.С. Гребенюк, Проблемы формирования мотивации учения и труда – М.: 1985
5.       https://infourok.ru/uchebnoe-posobie-metodika-prepodavaniya-3129421.html
6.       http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/6088/1/01633
7.       https://studfiles.net/preview/4083573/
2020