Актуальные вопросы начального общего образования

Калачева Л.А. Ученическое самоуправление в начальной школе как инструмент развития творческого потенциала детей

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


Цель организации ученического самоуправления - активное и осознанное включение детей в различные виды деятельности через реализацию интересов каждого учащегося и привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
1. Создать условия для развития организаторских способностей каждого ребенка, выявить лидерские качества.
2. Предоставить каждому ребёнку возможность самореализации и самоутверждения через конкретные дела.
3. Создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности.
4. Создать благоприятные условия для совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей).
Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:
*Равноправие - все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
*Гуманность - действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
*Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся.
*Ответственность - необходимость регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием.
Продумывая систему самоуправления в моем классе, я опиралась на опыт и идеи великого педагога А.А.Макаренко, который понимал под коллективом «целеустремленный комплекс личностей», объединенных общественно-значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно-значимой коллективной деятельностью и взаимоотношений.
Я убеждена в том, что в начальной школе мы, классные руководители, должны заменить детям маму. А класс должен стать для ребенка СЕМЬЕЙ. Ведь дети большую часть дня проводят именно в школе, и им здесь должно быть уютно, комфортно, спокойно. И все-таки опека и помощь ученикам должны быть так мудро продуманы и организованы, чтобы дети постепенно становились все более и более самостоятельными и способными ориентироваться в новой для них школьной жизни. «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас» (Эрнст Легуве). И чтобы этого достичь, необходима четко выстроенная система самоуправления, которая будет работать как отлаженный механизм.
Наш класс – это СЕМЬЯ, а семейное счастье зависит от каждого члена семьи. Высшим органом правления является классное собрание, то есть собрание всего классного коллектива.
Макаренко делил коллектив на отряды, наш же класс делится на микрогруппы - семейки. В каждую семейку входит 5-7 детей, которых могут объединять дружба, интересы, место жительства и т. д. Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами:
1)       Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
2)       Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).
На первом классном собрании наш классный коллектив быд разделен на 5 семеек. На последующих собраниях каждая команда придумала себе название и девиз, выбрала главу семейки. Главы семеек входят в «Совет друзей». «Совет друзей» – это помощники классного руководителя во всех делах. Состав «Совета друзей» не постоянный, так как главы семеек переизбираются каждую четверть. Хотелось бы, чтобы каждый попробовал себя в роли лидера, чтобы ребята не боялись ответственности. Ведь у глав семеек нет привелегий, только дополнительная ответственность. И этот принцип я опять же взяла у Макаренко.
Поручения для семеек целесообразно менять не реже одного раза в две недели. При смене поручений важно отметить то хорошее, что сделала данная микрогруппа, сохранить лучшее из придуманного и внести новое. И все-таки у семеек есть свои приоритетные направления.
Названия и девизы ребята придумывали сами с моей помощью:
1)       Семейка «Добро». Приоритетное направление: организация добрых дел – помощь школе, животным, людям, младшим школьникам.
Девиз:
Доброта спасет мир!
2)       Семейка «Радость». Приоритетное направление: помощь в организации праздников, украшение класса.
Девиз:
Радость людям мы несем,
Песни весело поем!
3)       Семейка «Пчелки». Приоритетное направление: следят за дежурством в классе, порядком в классе и столовой, помогают ухаживать за растениями.
Девиз:
Пчёлки - дружная семья!
Так зовёмся мы не зря...
И в потехе, и в работе
Мы жужжим на доброй ноте!!
4)       Семейка «СпортУРА». Приоритетное направление: учавствуют в спортивных соревнованиях, помогают в проведении физкультминуток, спортивных эстафет, игр.
Девиз:
Спорту скажем мы «Ура»,
Чтоб не болеть нам никогда!
Но это не означает, что у семеек ограниченный функционал, как я уже писала выше, поручения будут меняться, чтобы ребята попробовали себя в разных видах деятельности. Творческие поручения даются всем семейкам.
Напомню, что высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:
- Определяет основные направления классной жизни.
- Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
- Собрание проводится не реже 1 раза в четверть, а текущие дела решаются на классных часах (1 раз в неделю).
Структура самоуправления в нашем классе представлена на схеме:

У каждой семейки есть свой табель. Все табели вывешаны в классном уголке. На каждом написано название семейки, список членов семейки с указанием ее главы, девиз и эмблема. На этот табель –мы приклеиваем медали – награды за разные поручения и достижения: золотая медаль, серебряная или бронзовая. Качество медали определяется всем коллективом. Но решающее слово остается за координатором всей системы – классным руководителем. И все-таки наш главный принцип – свобода слова. Это не означает вседозволенность. Ребята имеют право высказать свое мнение, но при этом они должны аргументированно доказать его. Если кому-то что-то не нравится, он должен предложить свою альтернативу, а не просто все отрицать.
На данный момент я являюсь классным руководителем 3 «б» класса. Наша система самоуправления успешно функционирует уже третий год. Конечно, у нас не все идеально, есть проблемы, но мы их решаем сообща. Такая система ученического самоуправления призвана привлечь каждого учащегося к активному участию в жизни класса и школы. И ребята дейтсвительно раскрывают свой творческий потенциал: придумывают сценки, танцы, создают интересные и полезные плакаты, видеоролики. Все это они делают с удовольствием и интересом.
Мы принимаем участие в районных и городских творческих и интеллектуальных конкурсах. Я со своим классом успешно выступила на конкурсе «Классный руководитель года-2017» (стала победителем в номинации «Вклад классного руководителя в укрепление здоровья школьников, воспитание в них потребности в здоровом образе жизни», а также стала победителем по версии детского жюри, что особенно лестно). Недавно ученица нашего класса со своей семьей заняла первое место в районном этапе городских соревнований «Мама, папа, я – спортивная семья», и в этом есть огромная заслуга всего класса. Все семейки оказались к этому причастны: рисовали плакаты, придумывали «кричалки», «речевки», чтобы активно болеть за семью Шаровых. И Шаровы чувствовали нашу поддержку, это придавало им сил. Скоро мы всем классом отправимся болеть на городской этап соревнований.
Впереди у нас еще много побед, а все трудности мы преодолеем вместе, нашей большой и дружной семьей.
Библиографический список:
А. С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследование, опыт. Сост. Фролов С. А. Н. Новгород, НГПУ, 1992. – с.207.
Контактный номер телефона 89108884455, Lutic2003@yandex.ru
2017