НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гвоздик Ю.В. Почему именно оригами

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


Почему именно оригами? Что оно может дать ребёнку? Действительно, почему именно оригами? Ведь существует столько захватывающих занятий и игр для детей. Зачем вспоминать игры пятисотлетней давности?
Что скрыто в том экзотическом искусстве, которое равно привлекает и малышей и профессоров лучших университетов мира?
Прежде чем ответить на эти вопросы, попробуем разобраться, с какими проблемами постоянно сталкивается человек в течении всей своей жизни. Как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности-вот главная проблема и для ребенка и для взрослого. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Лишь не многие по какой-то случайности пробуждают их скрытую мощь подобно Аладдину, который, пытаясь почистить старую медную лампу, вызвал могущественного джина. А ведь лампа могла просто затеряться, как любая ненужная вещь, а с нею был бы похоронен и её секрет. К сожалению, со способностями такое тоже может произойти.
Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться.
Для творческого развития совершенно недостаточно, следуя инструкциям, выполнять задания, главное-ребенок должен постоянно решать проблемы (и простые и сложные). Но и этого недостаточно: нужно, чтобы эти проблемы развивали его. Каждая проблема-это ступенька лестницы, ведущей вверх, и взобраться по той лестнице можно, лишь когда расстояние между ступеньками будет не слишком большим и если все они будут на месте. Пусть лестница удобна и одна ступенька не выломана, подняться по ней легко лишь в том случае, если путь этот интересен.
Искусство оригами-интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это-чудо! В одном листке скрыты мириады разных образов: и традиционный кораблик, самолетик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В этом искусстве есть всё, что тянуло бы ребенка подняться на самый вверх на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь-процесс, а не конечный результат.
Оригами в переводе с японского - сгибание бумаги, но то не просто сгибание, оно сродни ваянию, созданию скульптуры, где у автора есть соавтор-сама бумага, диктующая приемы работы. В том легко убедиться, попробовав согнуть бумагу по не прямой линии, а по ломаной или пересекая на ней линии изгиба. Если мы проигнорируем соавтора, бумага будет мяться и рваться, если мы просто сомнём в руке листок, она сама найдет линии сгиба. Развернув, увидим, что вся поверхность покрылась острыми, как бы проглаженными сгибами, которые разбивают её на грани, похожие на грани кристалла. Можно использовать для создания новых образов такой способ: вначале, скручивая и сминая лист, «вылепить» эскиз, а потом, осторожно разбирая фигурку, найти последовательность сгибов и продумать, как избавиться от ненужных складок. Микеланджело говорил: «Отсеки от куска мрамора всё лишнее – и получится скульптура». Мы же можем сказать: «Найди скрытые в бумаге сгибы и изломы – и ты получишь оригами».
В оригами огромный диапазон уровней сложности: от самолетика, складывать который малыши учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до фигур, которые под силу лишь немногим мастерам. В нём есть всё, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступенек и их количество.
Ни один шаг в оригами не минует проблем, и сделать его можно, только решив эти проблемы. Даже при простом копировании действий взрослого ребёнку приходится использовать пространственное представление. Если же мы поставим задачу разобрать фигурку и собрать её самостоятельно из другого листка бумаги, уровень сложности возрастёт многократно.
Оригами развивает способность комбинировать и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально избежать детали и фактуру, и потому особую важность приобретает умение несколькими рубленными линиям создать безошибочно узнаваемый силуэт). Оригами формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движения кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно-координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное – оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению, недаром оно является дзэнским искусством, как и трехстишия хокку, каллиграфия, живопись и боевые искусства. Дзэн - одна из культурных традиций Японии – ставил во главу угла озарение и интуицию. Образно говоря, дзэн – это жизнь под девизом «Эврика».
Чтобы получить представление о возможностях оригами, достаточно сравнить его со школьным курсом черчения: фигурка детсадовского уровня и сложнее, и информативнее практических заданий по моделированию для 7 класса, однако выполняется и легче, и с большим интересом. Оригами без труда выдерживает конкуренцию с любыми головоломками, даже с детищами Рубика – кубиком, змейкой и плиткой. По своим возможностям те значительно уступают обыкновенному квадратику бумаги.
В старину японские женщины учили детей оригами, чтобы развивать навыки, необходимые для раскроя одежды. Сейчас его изучают конструкторы космической техники, методика оригами используется для создания тонкостенных конструкций без несущего каркаса. В дизайн и архитектуру прочно вошёл метод трансформации плоскости, который принципиально не отличается от оригами. Корни оригами уходят в прошлое, а ветви тянутся далеко в будущее.
Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов – живопись, музыка, поэзия, наука. Оригами тоже своеобразный мостик. Но никакой прорицатель не сможет сказать, никаким путём преодолеет пропасть ваш ребёнок, а потому не уменьшайте искусственно число мостов. А ещё лучше – стройте новые.

Использованная литература:

1. Афонкин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых. - СПб.: Кристалл, 2008. - 201 с
2. Богатеева 3.А. Чудесные поделки из бумаги. - М., 1992
3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие мышления дошкольника//Дошкольное воспиатние - 2007.№ 37 - с.20-37
4. Выгорнов В.В. Оригами. - М., 2003
5. Дементьева Л. Бумажная пластика оригами. Дошкольное воспитание № 8, 2003, стр.40
6. Долженко Г. И. 100 оригами. - М.: Просвещение,2006. - 250 с.
7. Журнал «Дошкольное воспитание», № 6,9, 11 - 1999г., Гусакова М., № 5-1997 г., стр.51, Игры-сказки в обучении оригами; № 4=1995 г., стр.52, Мир оригами
8. Коротаев И.А, Навыки мастерства Оригами: складывание из бумаги № 4 - 1997., стр. 23
9. Методические рекомендации к Программе, М., 1986
10. Оригами. Искусство складывания из бумаги. - М.: Юрайт - Издательство, 2007. - 197 с.
11. Программа воспитания и обучения в детском саду, М., 1987
12. Программа «Радуга»,Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик
13. Сакулина Н.П., Комарова Т. С., Изодеятельность в детском саду, М., 1982
14. Сержантова Т.В. Оригами для всей семьи. - М.: Аспект - Пресс,2007. – 384
15. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - М.: Гардарика, 2008. - 368 с.
16. Тарловская Н.Ф., Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду, М., 1994


2019