Библиографическое описание:
Чернышева С.В. Особенности наставничества в процессе становления молодого преподавателя в детской школе искусств // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
«Я убедился, что как бы человек успешно
не закончил педагогический вуз, как бы
он не был талантлив, а если не будет учиться
на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…»
А.С. Макаренко
Сегодня век инновационных технологий, креативных индустрий и система образования в детских школах искусств тоже подвергается значительному преобразованию. Роль педагога расширяется, требования к его профессиональным, личностным качествам, социальной позиции повышаются.
Молодой специалист должен быть компетентным в различных областях: обучении, развитии, воспитании учащихся; уметь создать совместную сетевую деятельность с субъектами образования и культуры для формирования творческой среды и воплощения инновационной деятельности.
Ему необходимо разобраться в этом вихре разнообразий «требований», не разувериться в выборе своей профессии, остаться преданным ей и, самое главное, состояться как профессионал. В максимально короткие сроки адаптироваться в новых условиях практической деятельности.
Чтобы молодые специалисты, пришедшие работать в детскую школу искусств, после первых недель не начали испытывать потребность в общении, сомневаться в собственной компетентности, необходимо наставничество и поддержка более опытного преподавателя, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Современному образованию нужен грамотный педагог, профессионально компетентный, способный к реализации инновационных и креативных технологий. Но практика показывает, что профессиональная адаптация может протекать долго и сложно. На протяжении многих лет существует традиция наставничества, когда опытный педагог закрепляется за каждым молодым специалистом. Его миссией становится сопровождение; знакомство со спецификой работы детской школы искусств, преподавания; введение молодого педагога в процесс профессионального становления.
Целью работы наставника с молодым специалистом является развитие умения на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи. Совместная работа опытного и молодого специалистов намечает новые перспективы в сфере педагогической деятельности: развитие карьеры, повышение квалификации, рост доверия в коллективе. Наставники не только делятся опытом собственной работы с молодыми коллегами, но также расширяют свои навыки и умения, осваивают современные стили профессиональной деятельности, технологии и главное - открыты для инноваций.
Также можно назвать основные запросы к самому наставнику:
- четко поставленные цели и задачи;
- умение наладить межличностный контакт;
- умение находить формы и способы взаимодействия;
- диагностика, наблюдение, анализ деятельности подопечного;
- способность организовывать процесс поддержки;
- использование в своей деятельности различных видов наставничества: традиционное, ситуационное, партнерское, групповое, краткосрочное или целеполагающее, скоростное, саморигулируемое, виртуальное и флеш-наставничество;
- предоставление молодому специалисту возможность самостоятельной деятельности;
- постоянное самообразование, самоанализ, желание самосовершенствоваться.
В практике детских школ искусств используются такие формы и методы работы, как: работа в составе творческой группы, практическое занятие, лекция, обучающий семинар, педагогические чтения, конференции, групповые и индивидуальные консультации, просмотр видеоуроков, мастер-классы, посещение открытых уроков и др.
Начинать сопровождение молодого педагога необходимо со знакомства с традициями и обычаями детской школы искусств, выявления его намерений и цели, потребностей в обучении, диагностики уровня его теоретической подготовки, установления в каких вопросах педагог испытывает трудности.
Очень важно в первые дни работы не оставить молодого специалиста один на один с возможными трудностями. Можно поинтересоваться его настроением и даже самыми маленькими успехами и достижениями. С самого первого дня нужно сориентировать его на постоянное повышение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми.
В течение периода наставничества осуществляется организация работы по повышению профессионального мастерства молодого специалиста. Поэтому можно применить тренинговые занятия, целью которых является активизация интереса молодых педагогов к своей работе через повышение предметно-делового взаимодействия и развитие эмоциональной устойчивости. Это позволит подготовиться к различным ситуациям педагогической деятельности, анализировать свои поступки, увидеть собственные недостатки, повысить уровень самосознания профессионального «Я». На тренинговых занятиях используются активные формы работы: коллективные обсуждения, сообщение ведущего по различным темам, деловая игра, групповые рисунки, упражнения на развитие творческих способностей и др. «Развитие позитива важнее исправления негатива» - вот результат любой тренинговой работы. Именно на этих занятиях важно увидеть удачи и достижения молодого специалиста и не анализировать неудачи и ошибки в его работе. Важно также повысить самооценку начинающего педагога, чувство уверенности в себе, научить разбираться в сложных вопросах инновации в образовании, применять научно-исследовательскую деятельность на уроке и во внеурочной деятельности, помочь становлению их педагогического мастерства.
Для конструктивного взаимодействия наставника и молодого специалиста необходимо помнить о некоторых правилах общения, которые следует соблюдать. Не стоит приказывать в процессе общения, ведь именно приказной тон вызывает протест, угроза так же негативно влияет на общение и является признаком педагогической несостоятельности. Важно стимулировать процесс профессиональной поддержки, не задевая самолюбия молодого педагога.
Для достижения поставленных целей и задач наиболее эффективными формами работы с молодыми педагогами можно считать:
- знакомство с опытом работы других учителей;
- посещение их уроков с последующим анализом;
- индивидуальные консультации;
- подготовка к выступлению с сообщениями, презентациями методических разработок;
- изучение новинок методической литературы;
- консультации по проведению родительских собраний;
- совместная подготовка материалов к конкурсам разного уровня.
Для мониторинга динамики в профессиональном становлении молодого преподавателя в процессе наставнической деятельности, можно составить «Портфолио молодого специалиста», куда вносятся достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки, педагогические находки, методические разработки и др.
Необходимо помнить про адресный подход к молодым педагогам, который учитывает их уровень образования, профессиональную подготовку, личностные качества, интересы и увлечения. В каждом конкретном случае это индивидуальный план сопровождения. Можно использовать комплекс методов и технологий работы с молодыми специалистами, в процессе которых происходит передача и освоение не только явного (формального), но и неявного (неформального) знания.
Подводя итоги, можно сказать, что наставничество помогает молодым специалистам обогатиться педагогическим опытом и повысить свою квалификацию и профессиональное мастерство.
На новом уровне развиваются личностно-ориентированные отношения между преподавателями школы, что способствует эффективной взаимопомощи, поддержке друг друга.
Наставничество - это уникальная традиция, так как наиболее эффективна педагогическая деятельность того коллектива, в котором развиваются и укрепляются свои педагогические кадры.
Чернышева С.В. Особенности наставничества в процессе становления молодого преподавателя в детской школе искусств // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
«Я убедился, что как бы человек успешно
не закончил педагогический вуз, как бы
он не был талантлив, а если не будет учиться
на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…»
А.С. Макаренко
Сегодня век инновационных технологий, креативных индустрий и система образования в детских школах искусств тоже подвергается значительному преобразованию. Роль педагога расширяется, требования к его профессиональным, личностным качествам, социальной позиции повышаются.
Молодой специалист должен быть компетентным в различных областях: обучении, развитии, воспитании учащихся; уметь создать совместную сетевую деятельность с субъектами образования и культуры для формирования творческой среды и воплощения инновационной деятельности.
Ему необходимо разобраться в этом вихре разнообразий «требований», не разувериться в выборе своей профессии, остаться преданным ей и, самое главное, состояться как профессионал. В максимально короткие сроки адаптироваться в новых условиях практической деятельности.
Чтобы молодые специалисты, пришедшие работать в детскую школу искусств, после первых недель не начали испытывать потребность в общении, сомневаться в собственной компетентности, необходимо наставничество и поддержка более опытного преподавателя, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Современному образованию нужен грамотный педагог, профессионально компетентный, способный к реализации инновационных и креативных технологий. Но практика показывает, что профессиональная адаптация может протекать долго и сложно. На протяжении многих лет существует традиция наставничества, когда опытный педагог закрепляется за каждым молодым специалистом. Его миссией становится сопровождение; знакомство со спецификой работы детской школы искусств, преподавания; введение молодого педагога в процесс профессионального становления.
Целью работы наставника с молодым специалистом является развитие умения на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи. Совместная работа опытного и молодого специалистов намечает новые перспективы в сфере педагогической деятельности: развитие карьеры, повышение квалификации, рост доверия в коллективе. Наставники не только делятся опытом собственной работы с молодыми коллегами, но также расширяют свои навыки и умения, осваивают современные стили профессиональной деятельности, технологии и главное - открыты для инноваций.
Также можно назвать основные запросы к самому наставнику:
- четко поставленные цели и задачи;
- умение наладить межличностный контакт;
- умение находить формы и способы взаимодействия;
- диагностика, наблюдение, анализ деятельности подопечного;
- способность организовывать процесс поддержки;
- использование в своей деятельности различных видов наставничества: традиционное, ситуационное, партнерское, групповое, краткосрочное или целеполагающее, скоростное, саморигулируемое, виртуальное и флеш-наставничество;
- предоставление молодому специалисту возможность самостоятельной деятельности;
- постоянное самообразование, самоанализ, желание самосовершенствоваться.
В практике детских школ искусств используются такие формы и методы работы, как: работа в составе творческой группы, практическое занятие, лекция, обучающий семинар, педагогические чтения, конференции, групповые и индивидуальные консультации, просмотр видеоуроков, мастер-классы, посещение открытых уроков и др.
Начинать сопровождение молодого педагога необходимо со знакомства с традициями и обычаями детской школы искусств, выявления его намерений и цели, потребностей в обучении, диагностики уровня его теоретической подготовки, установления в каких вопросах педагог испытывает трудности.
Очень важно в первые дни работы не оставить молодого специалиста один на один с возможными трудностями. Можно поинтересоваться его настроением и даже самыми маленькими успехами и достижениями. С самого первого дня нужно сориентировать его на постоянное повышение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми.
В течение периода наставничества осуществляется организация работы по повышению профессионального мастерства молодого специалиста. Поэтому можно применить тренинговые занятия, целью которых является активизация интереса молодых педагогов к своей работе через повышение предметно-делового взаимодействия и развитие эмоциональной устойчивости. Это позволит подготовиться к различным ситуациям педагогической деятельности, анализировать свои поступки, увидеть собственные недостатки, повысить уровень самосознания профессионального «Я». На тренинговых занятиях используются активные формы работы: коллективные обсуждения, сообщение ведущего по различным темам, деловая игра, групповые рисунки, упражнения на развитие творческих способностей и др. «Развитие позитива важнее исправления негатива» - вот результат любой тренинговой работы. Именно на этих занятиях важно увидеть удачи и достижения молодого специалиста и не анализировать неудачи и ошибки в его работе. Важно также повысить самооценку начинающего педагога, чувство уверенности в себе, научить разбираться в сложных вопросах инновации в образовании, применять научно-исследовательскую деятельность на уроке и во внеурочной деятельности, помочь становлению их педагогического мастерства.
Для конструктивного взаимодействия наставника и молодого специалиста необходимо помнить о некоторых правилах общения, которые следует соблюдать. Не стоит приказывать в процессе общения, ведь именно приказной тон вызывает протест, угроза так же негативно влияет на общение и является признаком педагогической несостоятельности. Важно стимулировать процесс профессиональной поддержки, не задевая самолюбия молодого педагога.
Для достижения поставленных целей и задач наиболее эффективными формами работы с молодыми педагогами можно считать:
- знакомство с опытом работы других учителей;
- посещение их уроков с последующим анализом;
- индивидуальные консультации;
- подготовка к выступлению с сообщениями, презентациями методических разработок;
- изучение новинок методической литературы;
- консультации по проведению родительских собраний;
- совместная подготовка материалов к конкурсам разного уровня.
Для мониторинга динамики в профессиональном становлении молодого преподавателя в процессе наставнической деятельности, можно составить «Портфолио молодого специалиста», куда вносятся достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки, педагогические находки, методические разработки и др.
Необходимо помнить про адресный подход к молодым педагогам, который учитывает их уровень образования, профессиональную подготовку, личностные качества, интересы и увлечения. В каждом конкретном случае это индивидуальный план сопровождения. Можно использовать комплекс методов и технологий работы с молодыми специалистами, в процессе которых происходит передача и освоение не только явного (формального), но и неявного (неформального) знания.
Подводя итоги, можно сказать, что наставничество помогает молодым специалистам обогатиться педагогическим опытом и повысить свою квалификацию и профессиональное мастерство.
На новом уровне развиваются личностно-ориентированные отношения между преподавателями школы, что способствует эффективной взаимопомощи, поддержке друг друга.
Наставничество - это уникальная традиция, так как наиболее эффективна педагогическая деятельность того коллектива, в котором развиваются и укрепляются свои педагогические кадры.