НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Фасхутдинова С. В. Подготовка детей к театрализованной деятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (36) https://f.almanah.su/36.pdf


Подготовка к театрализованной деятельности детей должна проходить в несколько этапов. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения стихотворения С.Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?
Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. От педагога требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая его чтение. Это подчеркивал В.А.Сухомлинский. Если ребенок, писал он, «не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу. (с.30). Именно поэтому перед воспитателем встают две основные задачи: во первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, и, во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал. (с.12)
Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмах по различным произведениям. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?»).
Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.
Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии «Курочка и петушок» воспитатель может спросить детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и попросить показать данный образ в движении.
При обучении детей средствами речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и представляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движение). Например, можно предложить детям произнести в разной интонации слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и другие (приветливо, небрежно, просящее, требовательно и т.д.). Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово). Причем нельзя забывать, что интонация голоса воспитателя – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить какое-либо задание детям, следует неоднократно поупражняться самому. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными составляющими (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального и вербального выражения. Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи.
Решению этой задачи способствуют задания типа «Разные настроения» (по карточкам – пиктограммам), чтение произведений и просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко выражены разные состояния (С.Маршак «Котята», Л.Толстой «Лев и собака», «Птичка», Е.Чарушин «Странный рассказ», Н.Носов «Живая шляпа» и др.), прослушивание музыкальных произведений ( П.Чайковский «Болезнь куклы», «Смерть куклы», «Новая кукла» и др.), упражнения типа «Я радуюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и тд. (с.14)
При этом воспитатель должен быть особенно тактичным, придерживаться чувства меры. Моменты фиксации эмоциональных состояний должны проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога.
Занятия строятся по единой схеме:
·          введение в тему, создание эмоционального настроения;
·          театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать творческий потенциал;
·          эмоциональное значение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности
Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыках поведения, способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Например: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др. (с.17).
Желательно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов, перчаточных, пальчиковых, варежковых кукол для кукольного театра. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Вывод: Таким образом, использование театральной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
- единство социально-эмоционального коллективного развития;
- насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Таким образом, совместная театральная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.).
Литература:
1. Караменко Т.Н., Караменко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр Петрушек. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 191с.
2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.
3. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр-творчество-дети» (Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович): 3-е изд., испр. и допол. – М.: АРКТИ, 2002. – 208с.
2020