Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Силаева Ж.В. Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Библиографическое описание:
Силаева Ж.В. Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых — обучении. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой на современном этапе образования. Главной и отличительной чертой общества на данный момент является подмена живого человеческого общения общением через гаджеты, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Большое количество детей. поступающих в логопедическую группу, имеют не только дефекты в речи, но и недоразвитие связной речи, дети затрудняются в описании предмета, в составлении рассказа, в подборе синонимов, антонимов. Не сформированность связной речи детей с ТНР отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитании.

Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим навыками красивой, правильной речи, всегда интересно общаться.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, A.M. Бородич и другими. "Связная речь, — подчеркивал Ф.А. Сохин, — это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях... Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя". По тому как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

Формирование связной речи у детей с ТНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания. Её характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Поэтому перед педагогами встаёт задача: найти эффективные методы и технологии развития связной речи. И здесь нам неоценимую помощь оказывает дидактическая игра, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Только игра в коррекционно-педагогическом процессе воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями приобретает особое значение, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и их полноценного развития, помогая в воплощении в жизнь серьёзных коррекционных замыслов. Благодаря использованию дидактических игр, процесс образовательной деятельности становится интересным и увлекательным.

Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается грамматический строй речи, развивается монологическая и диалогическая речь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих дидактических игр заключается в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровое действие, которое стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Указанные направления коррекционной работы тесно связаны между собой. Поэтому и дидактические игры должны быть подобраны с различным содержанием, по разным направлениям.

В своей практике я использую следующие виды дидактических игр:

- на развитие фонетической стороны речи: «Похоже-непохоже», «Поймай звук», «Назови картинку и найди гласный звук», «Кто найдёт 20 предметов, в названии, которых содержит звук [С], «Назови картинку и найди первый звук [т] т.д.;

- на развитие лексической стороны речи (формирование словаря): «Подбери слово», «Назови три предмета», «Верно ли это?», «Вершки-корешки», «Фрукты и овощи», «Новоселье» и т.д.;

- на развитие грамматического строя речи: «Размытое письмо», «Живые слова», «Дополни предложение», «Придумай предложение» «Напишем кукле письмо», «Доскажи словечко», «Распутай слова», «Подними цифру», «Составь фразу»;

- на развитие связной речи «Кто больше заметит небылиц», «Где начало рассказа?», «Найди картинке место», «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна?», «Нарисуй сказку», «Почемучкины вопросы», «Чего на свете не бывает» и т.д.

У детей, посещающих логопедическую группу, имеются характерные недостатки детских рассказов - короткие нераспространенные бессоюзные предложения, часто незаконченные, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз, поэтому для развития связной речи важным фактором является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков. Детям с ТНР необходимо помочь в овладении языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений, обозначающим отношение предметов по месту и времени, а также причинно-следственные связи. Кроме того, учить пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщении (обобщающие слова, существительные, обозначающие видовые и родовые понятия). Так же следует придать большое значение формированию навыков рассказывания - связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. В саду происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказ, рассказ. Пересказ- сравнительно легкая речевая деятельность. Ребенок с ОНР излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-логопеда (воспитателя) (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность). Составление рассказа (по заданию) – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок с ОНР должен сам определить в соответствии с заданной темой содержание и выбрать форму повествования.

По форме рассказы бывают описательными и сюжетными, рассуждение, повествование. Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его, называется предмет, затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключении говорится о назначении предмета или о действиях с ним. Естественно, что описание какого-либо трудового процесса опирается на его последовательность (например: как я готовлю салат, мою посуду и т. д.). Сюжетный (повествовательный) рассказ – это передача событий, происходящих в определенной последовательности с каким-нибудь героем. Детям дается представление о типичной структуре таких рассказов – вначале (экспозиция) называется герой (или герои), иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка), по возможности объясняется, когда, где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между двумя- тремя эпизодами, после чего следует окончание (развязка).

Можно выделить три категории рассказа: рассказ по восприятию (о том, что ребенок видит в момент рассказа); рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа); рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений) или творческий; В обучении рассказыванию детей с ОНР применяются специфичные приемы, назначения которых – получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ словом, фразой, жестом).

Овладение методами и приемами обучения рассказыванию - одно из важнейших условий успешной коррекционной работы по развитию связной речи у детей с ОНР. На занятиях использую такие приемы: словестные, наглядные и практические. На своих занятиях по развитию речи использую так же мнемотехнику (наглядное моделирование), игры по ТРИЗ технологии (теория решения изобретательских задач). Приёмы ТРИЗ технологии в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности: технология обучения детей составлению сравнений; технология обучения детей составлению загадок; технология обучения детей составлению метафор; составление рифмованных текстов; технология обучения детей творческих рассказов по картине; технология обучения составлению текстов сказочного содержания.

То, что дидактическая игра является эффективным средством развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ТНР, мы можем видеть по данным педагогической диагностики. Они доказывают, что при систематической организации с детьми данных игр значительно повышается уровень развития речевой деятельности детей. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью дидактических игр, дети учатся планировать свою речь. Чтобы работа по развитию связной речи у детей велась не только в детском саду, но и дома провожу с родителями беседы, мастер-классы, консультации с рекомендациями по проведению с детьми дидактических игр в домашних условиях.

Список используемой литературы.

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

2.Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: «Сфера», 2008.

3.Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.

4.Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.

5.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: «ГНОМ и Д» ,2000. — 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).

6.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.
2023