НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Родина А.С. Подвижная игра, ее определение и специфика. Классификация подвижных игр

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


Подвижные игры - сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.
Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.
Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.
Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.
Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.
Подвижные игры — наиболее действенный и результативный метод оздоровления и совершенствования организма детей. Они в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связанна с личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъём, отвечает всем законам развивающегося организма, а потому всегда желанна. В игре, как правило, используются естественные движения. Они не только способствуют физическому развитию малыша, но и, что очень важно, стимулируют деятельность его головного мозга, а значит, и всех органов и систем.
Установлено, что при включении подвижных игр в комплексное лечение детей, полное выздоровление и восстановление их жизненных сил, при самых различных заболеваниях и состояниях, наступает значительно быстрее. Использования подвижных игр способствует гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.
Игры, проведённые на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет. Но следует учесть, что, оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях.
Любая подвижная игра имеет оздоровительную направленность: развивает физические качества, укрепляет мышечный корсет, активизирует деятельность разных систем и функций организма. Если игра направлена и на формирование изгиба позвоночника и свода стопы, укрепление суставно-связочного аппарата, тренирует выносливость, ее оздоровитель­ная значимость увеличивается.
Оздоровительная роль игры проявляется и в формировании эмоционального мира ребёнка. Положительные эмоции, возникающие в игровых действиях, рассматриваются как надёжный антистрессовый фактор. Игры познавательного и развлекательного характера могут предупредить развитие нарушений состояния нервной, сердечно - сосудистой и других систем организма ребёнка. Мощнейшим терапевтическим фактором является игра ребёнка совместно с родителями. Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искренний смех и у детей и у родителей. Непринуждённая, весёлая атмосфера не даёт ребёнку «уйти» в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.
Таким образом, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.
Классификация подвижных игр. Для удобства практического использования игры классифицируются. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры — баскетбол, хоккей, футбол и др. Подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Их различают по двигательному содержанию, иначе говоря, доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, с прыжками и т.д.).
По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условный («Ловишки», «Пятнашки», «Перебежки»).
В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.
По характеру игровых действий отличаются игры со­ревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.
По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.
В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например "Сбей кеглю", "Попади в круг", "Обгони обруч" и др. В них отсут­ствуют правила в общепринятом смысле. Интерес играю­щих вызывают привлекательные манипуляции предмета­ми. Вытекающие из названий задания соревновательного типа ("Кто точнее попадет", "Чей обруч вращается" и др.) кроме соревновательного имеют еще и зрелищный эффект. Самых маленьких они подводят к играм.

Методика проведения подвижных игр

Прежде всего, нужно сделать разметку игровой площадки, подготовить и удобно разместить необходимое оборудование.
Собирать детей необходимо в том месте площадки, откуда будут начинаться игровые действия: в играх с перебежками - в "домик" у короткой стороны площадки, играх с построением в круг - в центр площадки. Сбор детей должен проходить быстро и интересно. Поэтому важно продумать приемы сбора. Они бывают разными в зависимости от возраста детей и их отношения к игре.
Старшие дети любят и умеют играть. С ними можно договариваться о месте и сигнале сбора задолго до нача­ла прогулки. Дети младшего возраста не воспринимают таких методов. Непосредственно на игровой площадке старших детей можно собрать при помощи зазывалочек ("Раз, два, три! Играть скорей беги!; Раз, два, три, четыре, пять! Всех зову играть!" и др.). Можно в интересной форме поручить отдельным детям собрать остальных установленный ограниченный срок (пока вращается юла, звучит мелодия, размещаются атрибуты). Можно использовать нестандартные звуковые и зрительные сигналы (спортивный свисток, звонок-колокольчик, "гроздь" надувных шаров и т.д.). Эффективны и сюрпризные моменты: играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой, кто сумеет проскользить по ледяной дорожке и др.
Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости, потому что их нужно еще учить играть, формировать интерес к подвижным играм.
Поэтому воспитатель, привлекая внимание малышей, демонстративно играет мячом, сопровождая движение стихами: "Мой веселый звонкий мяч...", или кружится, держась за руки с именинником или куклой и напевая песенку "Каравай"; или, подойдя к детям, таинственным голосом предлагает посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком, а начерченный на площадке домик, куда приглашает воспитатель, похож на настоящий - с крышей и трубой...
Приемы сбора детей на игру нужно постоянно варьировать.
На протяжении игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. Но особенно важно вызвать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. В данном слу­чае приемы совпадают с приемами сбора детей.
Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. На­пример, воспитатель надевает маску-шапочку: "Смотри­те, какой большой косолапый мишка пришел к вам иг­рать...", или; "Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик... Ловите его!" Или: "Угадайте, кто прячется за моей спиной?" - говорит воспитатель, мани­пулируя звучащей игрушкой.
В старших группах такими приемами выступают сти­хи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, пере­одевание и др.
Объяснение игры. Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, что­бы выделить главное, создать атмосферу радости и при­дать целенаправленность игровым действиям. Таким об­разом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.
Содержание объяснения зависит от возраста, подго­товленности детей и вида игры.
В младшей группе объяснение ведется поэтапно, т.е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, игра "Самолеты": "Сидят на скамейке летчики, ждут команды, чтобы отправиться в полет. Вот приходит командир (воспитатель надевает фуражку): "Готовьтесь к полету!..", или игра "Воробышки и кот": «Лежит на лавочке кот, греется на солнышке (жест в сторону игрушки). Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку. А в это время воробышки расправили крылышки и полетели искать зернышки...»
Предварительное объяснение игры в средней и стар­шей группах происходит с учетом возросших психо­логических возможностей детей. Это учит их планиро­вать свои действия. Принципиально важной является пос­ледовательность объяснения, аналогичная арифметичес­кой задаче: сначала - условие, потом - вопрос. В практике, к сожалению, распространена ошибка, когда объяс­нение начинается с назначения ребенка на главную роль, в результате чего внимание детей к инструкции падает, отсюда и сбой в игровых действиях. Аналогичная ситуа­ция возникает, когда детям перед объяснением игры раз­дают атрибуты.
Последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, под­черкнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия.
Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.
Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В ос­тальном схема действия воспитателя сохраняется.
Для того чтобы игра прошла хорошо, воспитатель должен тщательно подготовиться к ней: подобрать пособия и мелкие предметы, продумать, где расположить группу, где будут домики, гнездышки, кого из детей привлечь на ведущую роль. Воспитатель должен хорошо знать содержание игры, её ход, правила, сопроводительный текст.
Организуя игры, воспитатель учитывает возрастные возможности детей. Так в младшем дошкольном возрасте рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, в которых действующие лица хорошо известны ребенку (Кот и мыши, Поезд, Наседка и цыплята, Трамвай).
В играх появляются задания, связанные с узнаванием и запоминанием предметов, форм, с различением основных цветов, звуков. В процессе игр у младших детей воспитывают умения действовать сообща, сдерживать себя, двигаться определенным способом, начинать и заканчивать действия по указанию и в соответствии с сюжетом игры.
Воспитатель рассказывает и показывает детям, как должны вести себя персонажи игры, подчеркивает характерное в их движениях. Систематическое повторение подвижных игр ведет к совершенствованию и закреплению необходимых навыков. Одна игра без изменения повторяется не более 2-3 раза подряд, иначе она наскучит детям.
Непосредственное участие воспитателя в подвижных играх усиливает их эмоциональность, способствует установлению дружеских контактов между воспитателем и детьми, развитию положительных взаимоотношений в коллективе.

Библиографический список

И. М. Коротков. Подвижные игры во дворе / И. М. Коротков – М.: Знание. - 1987
В. С. Кузнецов. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: методическое пособие / В. С. Кузнецов – М.: НЦ ЭНАС. - 2002.
В. И. Лях. Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы / В. И. Лях – М.: Просвещение. - 2008.
Л. П. Фатеева. 300 подвижных игр для младших школьников / Л. П. Фатеева – Я.: Академия развития. - 1998.
rodi.1989@mail.ru, +7(950)–571–63-53
2018