НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Порткина С.А. Памятка для родителей «Посещение зоопарка»

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Трудно найти человека, не побывавшего в зоопарке хотя бы один раз в жизни. Первое знакомство с зоопарком, как правило, происходит в детстве, первыми экскурсоводами являются родители. Как же они справляются с этой не совсем обычной для них ролью?
Накануне родители должны сообщить ребенку о предстоящем посещении зоопарка, рассказать, что там он увидит много различных животных.
Обычно родители подводят малыша ко всем клеткам и вольерам и рассказывают о животных все, что знают сами. Перед глазами ребенка мелькает множество животных. Вначале он наблюдает с интересом, однако постепенно его интерес угасает, появляется усталость. К концу посещения все его впечатления перемешиваются, и в итоге ребенок может назвать лишь 5- 6 животных, увиденных им, и описать наиболее выразительное поведение некоторых из них, (чаще всего это обезьяна или слон).
Что же должны знать о зоопарке взрослые, прежде чем знакомить с ним своих детей?
Первая цель существования зоопарка - образовательная. Только здесь можно увидеть многообразие живого мира Земли. Если бы не было зоопарков, много редких зверей, птиц мы бы вряд ли когда-нибудь увидели.
Втрое, чрезвычайно актуальное назначение зоопарка – пропаганда идей охраны природы. Даже поверхностное знакомство с многочисленными представителями животного мира помогает человеку осознать, как интересен и разнообразен мир природы, как удивительны и неповторимы его формы, краски, звуки, и понять, что каждое живое существо имеет право на жизнь.
Сохранить исчезающие виды – третье, очень важное назначение зоопарка. Зубры, самые крупные животные на земле, современники мамонтов, сохранились сегодня только благодаря зоопаркам. Такова же судьба красного волка, лошади Пржевальского.
И, наконец, еще одно назначение зоопарка – это великолепное зрелище, прекрасное место отдыха. Положительный эмоциональный заряд от общения с животными, при условии правильно организованного отдыха, снимает психическую усталость человека.
Итак, родители впервые ведут трехлетнего малыша в зоопарк. Сначала следует решить, с какими животными следует познакомить ребенка. Некоторых диких животных он знает по сказкам. Это – заяц, лиса, медведь, волк, еж. Для первого ознакомления количество животных не должно превышать 8-10. Накануне посещения зоопарка следует просмотреть вместе с малышом иллюстрации к знакомым сказкам; наиболее интересные – рассказать или прочитать еще раз, чтобы оживить в памяти ребенка образы животных.
- Сегодня мы с тобой рассмотрим картинки в твоих книжках,- говорит взрослый малышу. – Ты знаешь, кто это? (Показывает на изображение лисички). Вот какой у нее длинный хвост, маленькие хитрые глаза, рыжая шубка. Скоро ты ее увидишь и узнаешь, такой ли у нее красивый хвост на самом деле.
Спросите, кого ребенок хочет увидеть в зоопарке. Такая подготовка способствует возникновению желания встретиться с животными. У ребенка появляется целенаправленный интерес к конкретным животным.
Перед посещением зоопарка сообщите ребенку правила поведения:
1.       Возле животного следует стоять спокойно и внимательно рассматривать его;
2.       Клетку и животных нельзя трогать руками или какими- либо предметами – животные могут испугаться и поранить тебя;
3.       Нельзя бросать животным еду – они могут заболеть;
4.       Разговаривать возле клеток следует тихо, чтобы не пугать животных и не мешать другим людям, наблюдать за ними.
Подготовив ребенка, можно отправляться в зоопарк. С малышом 3-4 лет можно детально рассмотреть 4-5 животных, задерживаясь у каждой клетки до пяти минут.
Вначале взрослый помогает ребенку воспринять образ животного, а затем направляет его внимание на отдельные особенности: « Это волк. Он похож на большую собаку. Волк меньше медведя, но больше лисички. Это – сильный, смелый, красивый зверь. Посмотри на его уши: они небольшие, глаза – маленькие, а пасть – огромная. Хвост намного меньше, чем у лисы, но зато ноги большие и сильные, поэтому волк бегает очень быстро».
Встречи с животным сопровождается эмоциональной реакцией. В этот момент взрослый предоставляет ребенку возможность самостоятельно понаблюдать за животным. Затем можно сообщить малышу некоторые сведения о животном, которое находиться перед ним. Эмоциональный эффект от встречи с животным утрачивается, если в процессе наблюдения сообщается слишком много подробных сведений о нем.
У следующих 4-5 клеток следует задерживаться не более минуты. Через 15-20 минут после начала осмотра ребенок должен отдохнуть. После 10-15 минутного отдыха осмотр зоопарка можно продолжить. Однако для трехлетнего ребенка он может продолжаться еще не более 20 минут. Затем, после небольшого отдыха, следует вернуться домой. Ребятам постарше можно организовать три наблюдения, каждое продолжительностью 20-25 минут с отдыхом между ними по10-15 минут.
Через 2-3 дня после посещения зоопарка, когда впечатления от увиденного еще свежие, взрослый должен постараться расширить представления ребенка о животных.
Для этого следует подобрать детскую художественную литературу о животных, предложить нарисовать или слепить понравившиеся животное.
Таким образом, взрослый постепенно расширяет знания ребенка о животных. При наличии определенных знаний у ребенка возникает желание вновь встретиться со знакомыми животными. Если есть такая возможность, то через месяц желательно вновь посетить зоопарк. В этот раз следует более подробно познакомиться с теми животными, с которыми раннее состоялось лишь визуальное знакомство.
Используемая литература:
1.Николаева С.Н. « Любовь к природе воспитываем с детства» - Москва/ Мозаика- синтез, 2004. С.40.
2019